Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 21 « Для Толстого , – пишет А . А . Гусейнов , – понятие Бога было человеческим понятием , которое должно было выдержать проверку судом человеческого опыта и разума , оно выражает то , что мы , люди , можем чувствовать и знать о Боге , но никак не то , что Бог думает о людях и мире » [3; 281]. Лодыженский подчеркивает смешение у Толстого понятий любви и жел а н и я б л а г а в с ему с ущ ес т в ую щ ему , которыми последний обозначает Бога в человеке . Ж елание блага всему сущ ествующ ему , по мысли Лодыженского , является чисто рассудочным восприятием нравственного закона и подчинением человека данному закону , в то время как любовь , как её понимали христианские подвижники , представляет собой « глубочайшую эмоцию ». При этом Лодыженский указывает на ряд положений относительно понимания Бога у Толстого : 1) вера в безличное Божество ; 2) Христос не является Богом и лицом Св . Троицы ; 3) Божественное откровение теряет свой смысл и отрицается ; 4) человек начинает познавать в себе Бога , когда в нё м рождается желание блага всему сущ ествующ ему ; 5) человек сам является откровением , произведением своего духа . Данные положения , замечает Лодыженский , полностью противоречат христианскому учению . « Религия Толстого , – пишет Лодыженский , – отрицает всю мистическую сущ ность христианства , она создана рассудочностью ; религия эта является результатом сковавшего дух Толстого эгоцентрического сознания »[8; 195]. Христианство же , по Лодыженскому , родилось в расширенном сознании как откровение Логоса , воплощ енного человеком , и воспринятое не рассудком , а инстинктом большого разума . Традиционному христианскому представлению , основанному на вере в Божественную благодать , дарующ ую человеку л и чн ое р а д ос т н ое б ес с мер т и е , Лодыженский противопоставляет учение Толстого о « будущ ей безличной жизни », под которым понимает « нечто отвлеченное , не представляемое человеком », расплывающ ееся в идее отвлеченного Бога как вечного желания блага всему сущ ествующ ему . Лодыженский особенно подчеркивает , что веру в будущ ую личную жизнь Толстой называет низменным и грубым представлением [15; 395]. Для опровержения данной точки зрения Толстого Лодыженский приводит ряд возвышенных высказываний святых подвижников о будущ ей вечной жизни , « жизни величайшего Блаженства созерцания Божества »[14; 499]. По - видимому , Лодыженский не совсем понимал , что именно является основанием для подобного обозначения грубым и низменным представления о будущ ей личной жизни . « Все учение Христа в том , – пишет Толстой , – чтобы ученики его , поняв призрачность личной жизни , отреклись от нее и переносили ее в жизнь всего человечества »[15; 398]. Поэтому низменным и грубым Толстой называет именно « призрачное »

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=