Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 25 записи в дневнике от 9 февраля 1908 года , Толстой проявлял глубокий интерес к мистической литературе , которая , что особенно важно для нашего исследования , натолкнула его на мысль о необходимости искоренения в себе такой злой страсти , как тщ еславие , т . е . той страсти , в которой , наряду с гордостью , Лодыженский обвинял Толстого [19; 103]. В представлениях о Боге у Толстого « больше начинает преобладать Инту - итивно - мистический момент , сверхчувственное постижение » [12; 72]. Мистика любви описывается Толстым в его статье « Любите друг друга », помещ енной в « Круге чтения ». Любовь здесь предстает не как любовь к ближнему , но как любовь к самой идее любви . На вопрос : « Ч то же любить ?» – у Толстого только один ответ : « Любить всех , любить нача - ло любви , любить любовь , любить бога . Любить не для того , кого любишь , не для себя , а для любви »[21; 329]. В такой своеобразной эволюции взглядов на любовь , по мнению В . Н . Назарова , намечается « переход Толстого от элементарно - нравственного понимания христианства к духовно - мистическому »[12; 72]. В поздних произведениях Лодыженского наблюдается переход от узкого исследования мистической проблематики в сторону оправдания всей церковной православной традиции . Православие для Лодыженского предстает как некая совокупность мистицизма , христианских обрядов и таинств , а также церковных установлений . Всё , что хоть как то не соответствует православным канонам , Лодыженский подвергает критике . В непонимании Л . Н . Толстого русской православной церковью , в отлучении Толстого от церкви Лодыженский , возможно , увидел главное основание для его критики . В подобном трагическом непонимании можно увидеть своеобразный символ « расщ епления единого древа русской культуры », приводящ ее к разрушению всей современной духовности . « Сегодня , – пишет В . Н . Назаров , – от нас зависит либо углубить , заострить это непонимание , либо , напротив , найти те общ ие связующ ие нити , тот живой дух примирения , который позволит сплотить высшие духовные силы русской культуры в борьбе против современного язычества » [12; 69]. Так и журнал « Посредник », выходивший по инициативе Толстого и под руководством его ближайших учеников с 1884 по 1936 г ., впоследствии возобновивший свою деятельность , с самого начала ставил своей задачей противопоставление современным пошлым литературным образам общ едоступной , духовно взвешенной мысли . При этом Лодыженский не отрицал , но даже , как описано выше , хвалил просветительские движения Толстого . Лодыженский , защ ищ ая церковное , по - видимому , также был против самой возможности полемики относительно христианско - церковного догматизма , которую позволил себе Толстой , например в « Критике догматического богословия ». Католическая церковь , по Лодыженскому , не может быть истинной из - за представления о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=