Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 40 Эсхатология является стержневой основой христианского вероучения , в рамках которого в общ ем смысле она предстает как « учение о завершительном или последнем дне настоящ его сущ ествования мира и человечества … о втором пришествии Христа и мировых событиях , следующ их непосредственно за ним : [1, VI] о воскресении мертвых , о Страшном суде , о Царстве Божием » [2, 545]. При более частном рассмотрении эсхатологии в основных христианских конфессиях ( православии , католицизме , протестантизме ) данное учение имеет определенные сходства и различия , которые могут быть рассмотрены на двух уровнях эсхатологии : индивидуальном и всемирном , чему и посвящ ена данная статья . Индивидуальный уровень эсхатологии акцентирует внимание на конечности бытия отдельного человека , включая представления о немедленном суде и воздаянии . В отношении конечности человеческого бытия в православии и католицизме акцентируется внимание на сущ ествовании Ч астного суда , касающ егося судьбы отдельного человека и совершающ егося сразу после его смерти , и общ его ( Страшного суда ), который должен состояться в конце времен . Принципиальное отличие в понимании сущ ности Ч астного суда в рамках православной эсхатологии заключается в том , что душам праведников и грешников после него соответствуют два места нахождения – рай и ад , в которых они пребывают либо в радости , либо в печали и скорби , но не достигают ни совершенного блаженства , ни совершенного мучения . Блаженство и мучение являются основными состояниями душ умерших в католической эсхатологии , в то время как в православной эсхатологии они станут возможны только после Страшного суда . В православии и католицизме мучения грешников носят предначинательный характер до Страшного суда и могут быть ослаблены и даже сняты благодаря заступническим молитвам Церкви . Одним из важных различий в понимании Ч астного суда между православием и католицизмом является идея последнего о сущ ествовании « чистилищ а » - « промежуточного » этапа между раем и адом , в рамках которого осущ ествляется ряд временных , очистительных мучений для душ людей , не совершивших особо тяжких грехов при жизни либо раскаявшихся в них с целью попадания в рай . Заслуживает внимания тот факт , что в Свящ енном Писании отсутствуют прямые упоминания о сущ ествовании чистилищ а . Католическая доктрина о чистилищ е опирается преимущ ественно на Свящ енное Предание . В творениях Отцов Церкви идея чистилищ а присутствует в той или иной форме . Свв . Василий Великий , Григорий Нисский , Блаженный Августин употребляют выражение « очистительный огонь » или « чистилищ е ». Веру в возможность только временных мук разделяли Свв . Григорий Великий , Иоанн Златоуст . Изначально понятие « чистилищ е » имело различные толкования и носило скорее « духовный » и общ ий характер . Однако , со временем , как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=