Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 10 общ ества . Поэтому как член общ ества человек обязан : а ) не подчиняться б ессознател ь но об щ ественному воздей ствию в нравственной деятельности ; б ) доверять собственному разуму , основываясь на соб ственном мнении (" быть готовым воспринимать мысли и убеждения других , но твердо дер - жаться свящ енного права собственного суждения , воспринимать побуждения от других , но действовать по требованию своей души "; действовать с другими , но следовать своей совести : уметь соединять уважение к мнению других и самоопределение " [ Толстой , 1991, Т . 1, 131]; в ) определять мотивацию своего поступка , исходя из нравственного примера : " Нет ничего заразительнее примера . Он заставляет нас совершать поступки , которые мы никогда не совершили бы без воздействия примера . И потому общ ение с развратными , чувственными и жестокими людьми губит душу . И наоборот " [ Толстой , 1991, Т . 1, 150]; г ) понимать , что нравственное внушение и усилие тесно взаимосвязаны : " благотворное внутреннее последствие всегда сопутствует усилию ") [ Толстой , 1991, Т . 1, 175]. Ключевым понятием и главным средством борьбы выступает здесь " усилие сознания ". " Чтобы раскрыть для самого себя свою душу , - пишет Толстой , - человеку нужно делать усилия сознания ; и потому в этих усилиях сознания главное дело жизни человека . Только усилиями сознания человек может избавиться от грехов , соблазнов и суеверий , лишающ их его блага " [ Толстой , 1993, 263]. Вол я - есть возможность избавиться от грехов , соблазнов и суеверий " телесными усилиями ", этого можно достичь только усилиями мысли : " все великие перемены в жизни человека и всего человечества и совершаются в мысли ". Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков , считает Толстой , должна произойти , прежде всего , перемена мы сл и . Для того чтобы произошла умоперемена , необходимо усилие . Таким образом , усилие в его положительном значении - одна из важнейших категорий религиозно - нравственного учения Толстого . Анализ религиозно - нравственных работ Толстого , таких как " Круг чтения ", " Путь жизни ", в которых содержится категориальная система религиозного синтеза мыслителя , дает возможность выделить следующ ую структуру понятия " усилие " в его отрицательном и положительном значениях : а ) усилие в воздержании от зла ; б ) усилие в делании добра . У сил ие в воздерж ании от зл а . Умоперемена возможно только тогда , когда человек совершает усилие в изменении прежних привычных представлений о жизни . " Усилие нужно для делания добра , но и ещ е нужнее для воздержания от зла " [ Толстой , 1991, Т . 1, 26]. Усилие мысли необходимы для того , чтобы контролировать направление своих мыслей к нравственному началу , воздерживаясь , таким образом , от зла . " Работай над очищ ением мысли , - пишет мыслитель , - если у тебя не будет других мыслей , то не будет и дурного поступка ". " Точно также нельзя нам воспрепятствовать дурным мыслям промелькнуть в голове нашей , но в нашей власти не давать им свить себе там гнездо , чтобы высиживать и выводить злые поступки " [ Толстой , 1991, Т . 2, 44].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=