Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012
Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 12 необходимым и оправдывать себя в совершении его , и может , признавая истину , считать свой поступок дурным и осуждать себя в нем " [ Толстой , 1954, Т . 28, 280]. Таким образом , свобода , согласно Толстому , есть возможность признания или непризнания истины : человек может , признавая открывшуюся ему истину и исповедуя ее , стать свободным и радостным деятелем " вечного и бесконечного дела ", совершаемого Б огом или жизнью мира ; или же может , не признавая этой истины , сделаться рабом ее и быть " насильно и мучительно влекомым туда , куда он не хочет идти ". Толстой замечает при этом , что не каждая истина может служить предметом свободного выбора - признания или непризнания . Он приводит три рода истин . 1) Истины , которые давно признаны или самим человеком , или переданы ему воспитанием и приняты им на веру ; следование им стало для человека привычкой , второй природой . 2) Второй род истин - интуитивные " бессознательные предчувствия " вероятных событий и процессов . " Человек , - полагает Толстой , - одинаково несвободен в непризнании первых и в признании вторых ". 3) Истины , которые не стали ещ е для человека бессознательным мотивом деятельности , но вместе с тем " уже с такою ясностью открылись ему , что он не может обойти их и неизбежно должен так или иначе отнестись к ним : признать или не признать их . По отношению этих - то истин и проявляется свобода человека " [ Толстой , 1954, Т . 28, 281]. Толстой , безусловно , имеет здесь в виду высшие , духовные , " метафизические " истины , к числу которых принадлежат идеи Б ога , свободы и бессмертия , а также широкий круг религиозно - философских истин и морально - этических ценностей , таких как благо , зло и др . В этом смысле толстовская концепция свободы является , концепцией свободы выбора добра и зла . Своеобразие подхода Толстого заключается в том , что сам факт признания или непризнания высших духовных истина становится у него необходимым условием " онтологизации " духа , становления духовного , бытия . Признавая духовную истину , человек тем самым необходимо претворяет ее в жизнь , преобразует жизнь в соответствии с духом данной истины . Свобода признания истины является для Толстого и свободой ее воплощ ения , ибо невозможно , признавая духовную истину , поступать вопреки ей . Однако само по себе следование духовной истине не является гарантией непогрешимости человеческих действий . Свобода всегда содержит в себе риск заблуждения ума и отклонения от идеала . Человек , свободно избирающ ий истину , никогда не может быть удовлетворен своей жизнью , так как сам акт свободы духа обнаруживает неисчерпаемые глубины божественного совершенства . Отсюда парадоксальность толстовского понимания сущ ности человеческой свободы , которую весьма остроумно подметил А . А . Гусейнов : " Ничто не может воспрепятствовать человеку поступать так , как он считает правильным , но никогда он не будет считать правильным то , как он поступает " [ Гусейнов , 1995, 211].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=