Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 13 В результате исследования границ человеческой свободы Толстой приходит к выводу , что возможность усилия сознания коренится в свободе признания и выбора духовных истин . Толстой подчеркивает , что свобода проявления усилия сознания определяется тем фактом , что духовная , истинная жизнь человека протекает только в настоящ ем времени . Только " в мгновении настоящ его человек всегда свободен " и " только в настоящ ем проявляется свободная божественная сила жизни " [ Толстой , 1993, 278]. Поэтому " только в мгновении настоящ его человек может сделать то усилие , которым берется Ц арство Б ожие и внутри , и вне нас " [ Толстой , 1993, 277]. Толстой считает , что нравственное усилие и радость связаны друг с другом , как " телесный труд и радость отдыха . Б ез труда телесного , - подчеркивает он , - нет радости отдыха , без усилия нравственного нет радости сознания жизни " [ Толстой , 1991, Т . 1, 185]. В этом смысле добродетель не есть прирожденное природное свойство человека , добродетель всегда связана с духовной раб отой , с усилием , она " всегда двигается и начинается сначала ", ведь " добродетель голубя - не добродетель . Голубь не добродетельнее волка . Добродетель начинается только тогда , когда начинается усилие " [ Толстой , 1991, Т . 1, 253]. Духовное усилие начинается с мысли , так как : а ) без усилия мысли невозможны никакие перемены в исторической , внешней жизни людей . Нравственный , духовный переворот , - считает Толстой , должен произойти , прежде всего , в духовной жизни каждого отдельного человека : " Все великие перемены в жизни одного человека начинаются и совершаются в мысли . Для того чтобы могли произойти перемена чувств и поступков , должна произой - ти , прежде всего , перемена мысли " [ Толстой , 1993, 306]; б ) усилие мысли направлено " против того , что мешает любви ", поэтому оно имеет большое значение в борьбе с грехами , соблазнами и суевериями , которые приобретает человек в своей " животной ", телесной жизни . Нравственная сила человека , считает Толстой , - " в спокойном стремлении к добру , которое он устанавливает в мыслях , выражает в словах , проводит в поступках ". В то же самое время " нельзя избавиться от грехов , соблазнов и суеверий телесными усилиями ". Только духовное усилие мысли , - по мнению мыслителя , - может приучить " быть самоотверженным , смиренным , правдивым , только , когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению , смирению , правдивости , только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами , соблазнами и суевериями " [ Толстой , 1993, 304]. Понятия самоотречения , смирения и правдивости рассматриваются Толстым как определ енны е ступени нравственного совершенствования - на пути к высшим образцам духовной жизни . Усилие мысли , направленной на делание добра , связано с пониманием нравственного значения сл ова как выражения мысли . Слово , считает Толстой , - " не может и не должно быть выражением зла ". Оно " может служить соединению и разделению людей ", и , без сомнения , имеет нравственный резонанс , поскольку " словом можно служить любви , словом же можно служить вражде и ненависти ". Поэтому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=