Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 15 оно лишено духовного смысла и является " неестественным " и ненужным делом . Самоотреч ение как нравственны й вы б ор . Самоотречение не нарушает свободу , а напротив , " дает истинную свободу , освобождая нас самих от рабства нашей развращ енности . Наши страсти - самые жестокие тираны ; только отрекись от них и почувствуешь свободу " [ Толстой , 1993, 327]. Самоотречение - есть единственный выбор человека , живущ его нравственной жизнью . Понимая это , человек разумно , а значит , свободно делает выбор в пользу самоотречения , отрекаясь от своей воли и сливаясь с высшим законом : " своя воля никогда не удовлетворяет , хотя и исполнились все ее требования . Но стоит только отказаться от нее - своей воли , и тотчас же испытываешь полное удовлетворение ". Толстой считает , что самоотречение есть " единственная истинная доб родетел ь ", которая возникает как чувство " ненависти к себе ", потому что человек в силу своей животной телесной природы " достоин ненависти своей похотливостью ". Самоотречение признается Толстым как добродетель , потому что мотивируется поисками Б ога : " ненавидя себя , человек ищ ет сущ ество , достойное любви . Но так как мы не можем любить ничего вне нас , то мы вынуждены любить сущ ество , которое было бы в нас , но не было бы нами , и таким сущ еством может быть одно - всемирное сущ ество " [ Толстой , 1993, 323]. Таким образом , самоотречение предполагает ж ертву , т . е ., по сущ еству , отказ от привычных условий жизни , отказ от телесных удовольствий жизни . В этом смысле самоотречение , непосредственно связанное с неделанием , выражает закон непротивления , так как всякая ненасильственная борьба со злом необходимо предполагает возможность ж ертвы человеческой жизни во имя высших духовных целей . В жизни каждого отдельного человека и всего человечества действует один и тот же закон , - считает Толстой : " для того , чтобы улучшить жизнь , надо быть готовым отдать ее " [ Толстой , 1993, 330]. Этот " закон самоотречения " является необходимой частью универсального " закона любви ". Толстой не ограничивается только рассмотрением общ его смысла и назначения " закона самоотречения ", он намечает и конкретные пути его реализации . Одно из правил самоотречения , по Толстому , гласит : " Единственно радостное дело жизни - это растить свою душу , а для роста души нужно отречение от себя . Начинай отречение в малых делах . Когда приучишь себя к отречению в малых , осилишь отречение и в больших " [ Толстой , 1993, 330]. У сил ие смирения . Усилие самоотречения есть средство борьбы с грехами , усилие смирения способствует избавлению от соб л азнов . Согласно Толстому , соблазн - это ложное представление человека о своем отношении к миру [ Толстой , 1993, 71]. Изменить это отношение можно только усил ием смирения . Смысл смирения - в единении с другим : в соединении души с Б огом , в соединении с людьми любовью , наконец , в единении со всем живым .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=