Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 17 У сил ие правдивости - одна из добродетелей разумной нравственной жизни . Правдивость - враг суеверия . Толстой определял суеверие как " принятое на веру ложное учение ". Освобождает от суеверия только правдивость - перед людьми и перед самим собой . Согласно Толстому , правдивость есть знание и исповедание истины на основе требований разума . " Х отя бы весь мир признавал учение истинным и как бы древне оно ни было , человек должен проверять его разумом и смело откидывать , если оно не схо - дится с требованиями разума " [ Толстой , 1993, 344]. " Все суеверия : и государства , и науки , и ложной религии , - есть только извращ ения мысли , и потому избавление от них возможно только приложением к ним требований истины , открываемой разумом " [ Толстой , 1993, 345-346]. У сил ие разума : б орь б а с суевериями . Ключевым понятием , выражающ им суть борьбы с суевериями , является разум . Для Толстого разум есть высшая ценность жизни . Он стоит в одном ряду с основными духовными началами бытия : верой , душой , Б огом . Разум определяет свободу и истину . Познание истины делает человека своб одны м только в силу того , что эта истина открывается разумом . Главную ценность разума Толстой усматривает в том , что разум " один во всех людях ". Общ ение людей , воздействие их друг на друга основано именно на разуме . Для каждого человека обязательно требование единого во всех разума . Тем самым разум оказывается единственно надежным критерием духовного и практического знания , наиболее достоверным средством духовного общ ения и единения людей , являясь выражением человеческой природы . Он " соответствует единству Б ога и вселенной ". Разум есть единственное средство " сделать душу отражением , зеркалом высшего единства " [ Толстой , 1991, Т . 1, 347]. Толстой отличает разум от ума . Ум , по мнению мыслителя , " есть способность понимать и соображать жизненные мирские условия ", разум противоположен уму . Разум - " божественная сущ ность души , открывающ ая ей отношение к миру и Б огу ". Духовное божественное начало жизни человек познает двумя способами : любовью и разумом . Однако последний очищ ает душу человека от соблазнов и обманов , " освобождая сущ ность души человеческой ", способствует проявлению любви . Поэтому , если любовь раскрывает перед человеком смысл и цель его жизни , то разум есть средство исполнения закона любви [ Толстой , 1991, Т . 1, 199, 346]. Согласно Толстому , у человечества просто нет более " объ ективных ", общ езначимых и общ епризнанных способов взаимопонимания и взаимодействия . Ни вера , ни чувство , ни интуиция , ни духовный опыт , ни нравственные понятия и т . п . не могут претендовать на ту " общ ечеловечность ", которая свойственна разуму . Вот почему не нравственное чувство , а разум " открывает человеку смысл и значение его жизни " [ Толстой , 1993, 354]. И именно поэтому " разум проверяет положения веры " [ Толстой , 1993, 356], разум выверяет духовный опыт , контролирует интуицию , " принимает " откровение . Вера в силу разума - в основе всякой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=