Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 18 другой веры , - полагает Толстой . Единственное , чего не может разум - это понять , что такое он сам : что бы мы ни определяли , мы определяем это всегда на основе разума . " Неопределимость " разума ещ е раз доказывает , что учение Толстого нельзя зачислять в разряд рационализма . Подчеркивая нео - пределимость и невыразимость разума , Толстой вынужден принять его в качестве несомненного , самоочевидного и самодостоверного начала на основе целостного духовного " усмотрения ". Тем же актом " духовного умозрения " человек постигает и высшие метафизические принципы бытия . ( В этом смысле учение Толстого , скорее , может быть отнесено к интуитивизму , чем рационализму , ибо разум выступает здесь инструментом духовного познания в целом .) Неслучайно понятия " разумное начало " и " духовное начало " ( в человеке ) Толстой употребляет как тождественные . Точно так же для Толстого являются тождественными понятия " разумность " и " правдивость ". Очевидно , что в последнее из них Толстой вкладывает не столько морально - этический , сколько общ едуховный смысл . Б ыть правдивым , проявлять усилие правдивости - значит не просто говорить правду , не лгать , но , прежде всего , следовать истине , соответствующ ей требованиям разума . Именно в этом духе Толстой и рассматривает борьбу с суевериями . У сил ия сознания по освоб ож дению от суеверия насил ия . Ц ентральным пунктом этой борьбы , во многом определяющ им смысл неделания в целом , является вопрос об освобождении от суеверия насил ия , т . е . ложного представления о том , что одни люди могут насильственным путем улучшать , устраивать жизнь других людей . Именно в этой точке происходит пересечение двух планов борьбы со злом : внутреннего и внешнего - " непротивления " и " ненасилия ". Согласно Толстому , Ц арство Б ожие достигается усилием ос - вобождения сознания от суеверия насилия . Это одна из ключевых позиций принципа неделания . При этом внеш ний , соц иал ь ны й пл ан борьбы коренится в " отриц ател ь ном " усилии неделания : неповиновении , неучастии , непротивлении . Толстой считает , что людям необходимо перестать заботиться о делах внешних и общ их , в которых они не свободны , и хотя бы малую часть той энергии , которую они употребляют на внешние дела , направить на то , в чем они свободны , т . е . на избавление себя от суеверия насилия , что в конечном счете должно разрушить и сам насильственный строй жизни . Для этого люди должны , прежде всего , ясно увидеть , что мир насилия основан на ложном представлении о смысле и назначении человеческой жизни . Толстой выделяет конкретные формы суеверия насилия . Это - а ) суеверие власти одних людей над другими , б ) суеверие догм , привычных представлений о жизни , в ) религиозные суеверия . " Программу " борьбы с суеверием насилия Толстой подробно раскрывает в статье " Неизбежный переворот " (1909). От общ их рассуждений о недопустимости насилия он переходит здесь к непосредственным практическим рекомендациям по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=