Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 21 исполняющ ий программу неделания . Самосовершенствование выступает у Толстого в качестве главного , если не единственного средства борьбы со злом . " Побороть общ ее зло жизни можно только одним средством : нравственным усовершенствованием своей жизни " [ Толстой , 1985, Т . 18, 204]. Эту мысль Толстой развивает более обстоятельно в письме к одному из своих корреспондентов : " Зло , которое вы видите , есть тот материал , над которым вы призваны работать . Огорчаться на то , что зла слишком много , все равно , что плотнику огорчаться , что лес , из которого он будет рубить , слишком велик . Прием же работы над этим материалом только один : самосовершенствование " [ Неизвестный Толстой : Из архивов России и СШ А , 1994, 159]. В чем Толстой усматривает сущ ность " самосовершенствования "? Самосовершенствование определяется им как " забота о душе ", как " улучшение своей души " [ Толстой , 1991, Т . 1, 188; Толстой , 1993, 266]. И вместе с тем это понятие осмысляется в свете евангельской заповеди " божественного совершенства ", как " освобождение божественного начала души ". " Б удьте совершенны , как совершен Отец ваш небесный " - значит : старайтесь освободить в себе божеское начало жизни " [ Толстой , 1991, Т . 1, 189]. Толстой особо подчеркивает : данная заповедь не означает , что " Х ристос велит человеку быть таким же , как Б ог , а значит то , что всякий человек должен стараться приближаться к Б ожественному совершенству " [ Толстой , 1991, Т . 1, 81]. Согласно Толстому , самосовершенствование есть одновременно и внутренняя , и внешняя работа . С одной стороны , человек не может совершенствоваться без общ ения с людьми ; но с другой стороны , самосовершенствование невозможно и без внутренней духовной жизни , без общ ения " с самим собой ", происходящ его , как правило , в уединении . В результате , толстовская " формула " процесса самосовершенствования принимает следующ ий вид : " Совершенствоваться нельзя , живя постоянно в суете мирской , и ещ е меньше возможно , живя постоянно в уединении . Самое выгодное условие для совершенствования - это то , чтобы в уединении вырабатывать и утверждать свое мировоззрение и потом , живя в мире , применять его к делу " [ Толстой , 1991, Т . 1, 189]. Самосовершенствование , как общ ий принцип , предполагает , прежде всего , борьбу с грехами , соблазнами и суевериями - конкретными формами воплощ ения зла . Теория и практика борьбы с пороками - одна из важнейших составных частей философии непротивления Толстого . Ее содержание и назначение можно адекватно оценить только в рамках философии не - противления , где принцип неделания - один из способ ов и одна из ступеней конкретного осущ ествления заповеди непротивления в жизни . Анализ конкретного содержания грехов , соблазнов и суеверий устанавливает последовательность ступеней борьбы с грехами , соблазнами и суевериями : " Для того , чтобы жить по учению Х риста , человек должен уничтожить препятствия , мешающ ие проявлению любви . Препятствия этому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=