Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 25 В . Н . Н а з а р о в Э т и ч е с к о е « о п р а в д а н и е » х р и с т и а н с т в а : Д о с т о е в с к и й и Т о л с т о й В творчестве Ф . М . Достоевского и Л . Н . Толстого во всей широте и цельности раскрылся изначальный замысел русской этической мысли : необходимость создания христианской э тики ж изни , вбирающ ей в себя благодатный этос религиозного подвижничества и наделяющ ей его качеством нормативной всеобщ ности через евангельские принципы « абсолютной любви » и « непротивления злому ». Э тика « аб сол ю тног о доб ра » Ф . М . Д остоевског о В центре творчества Ф . М . Достоевского , пронизанного духом « этического максимализма » ( В . В . Зеньковский ), стоит проблема обоснования добра и искания путей к нему . Полнота художественного видения добра обусловила систематичность этических взглядов Достоевского , несмотря на отсутствие у него ( в отличие от Толстого ) специальных нравственно - философских сочинений . Поэтому вполне оправдано говорить о нравственных исканиях Достоевского ( особенно в романе « Б ратья Карамазовы ») как о « законченной системе этики », « философии добра » ( С . И . Гессен ), « нравственном учении » и т . п . « Философия добра » Достоевского , как она представлена , прежде всего , в романе « Б ратья Карамазовы », построена на динамике восходящ их кругов , или ступеней добра , олицетворяемых в романе тремя братьями : Димитрием ( чувственно - природное , естественно - инстинктивное добро ); Иваном ( рассудочное , автономно - рефлективное добро ) и Алешей ( деятельно - милосердное добро ). Восходящ ей динамике ступеней добра противостоит метафизическая статика кругов зла . На ступени чувственно - природного добра зло выступает в виде естественных страстей – л ю б острастия и г нева . На ступени рационально - автономного добра зло проявляется в форме уединения и г реха г орды ни . На ступени деятельно - милосердного добра зло предстает как уны ние и отч аяние , проистекающ ее от « безверия воли » и чувства неисполненной любви , « соединенного с бессилием любить » ( С . И . Гессен ). Согласно Достоевскому , смысл добра раскрывается на его высшей , « деятельно - милосердной » ступени и воплощ ается в двух ключевых заповедях , провозглашаемых в романе « Б ратья Карамазовы » старцем Зосимой : 1) « Не бойтесь греха людей , любите человека и в грехе его , ибо сие уже подобие Б ожеской любви и есть верх любви на земле ». [ Интересно сопоставить эту максиму с мыслью Толстого о грехе , приводимую в « Круге чтения »: « С грехом ссорься , с грешником мирись . Ненавидь дурное в человеке , а человека люби ». Очевидно , что этика « абсолютной любви » Достоевского оказывается в данном случае более « ненасильственной », чем этика « непротивления злу » Толстого ]

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=