Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 41 В связи с этим задачи литературного стиля становятся во главу угла ; Толстой сознательно программирует их , стремясь писать « совершенно простым и понятливым языком », « пропускать все статьи через цензуру дворников , извозчиков , черных кухарок » (5,162). Социальные и эстетические приоритеты Толстого на данном этапе подчиняются религиозно - философским устремлениям писателя : идеал общ ественного и мирового устройства - всеобщ ее братство на основе духовного совершенства человека и мира (« Ц арство Б ожье на Земле »); эстетический идеал - религиозное искусство , основополагающ им критерием которого признаё тся « правда Ц арства Б ожьего » (« духовная правда ») как творческий метод эстетического освоения действительности . Религиозное искусство , раскрывая законы бытия , призвано преобразовать мир в гармоничную реальность . Избранный Толстым метод « духовной правды » является главным источником художественного своеобразия « народных рассказов ». Ц икл « народных рассказов » представляет собой оригинальную систему духовных жанров , аллегорически осмысливающ их христианские принципы жизни . Тем самым « народные рассказы » органично вписываются в контекст русской духовной литературы конца XIX - начала XX века . Преемственность является неотъ емлемым признаком литературного процесса , в который включено творчество Толстого . Активные поиски новых форм побудили Толстого обратиться к системе жанров древнерусской литературы , фольклора и к традициям реалистического рассказа и повести (6,12) Сопоставляя жанровую структуру « народных рассказов » с традиционными формами , можно говорить о следующ ем : - такие произведения , как « Кающ ийся грешник », « Два брата и золото », « Вражье лепко , а Б ожье крепко » могут быть соотнесены с жанром л ег ен д ы ; - рас с к аз ам и - л ег ен д ам и являются произведения « Чем люди живы », « Где любовь , там и Б ог », « Три старца », « Два старика », « Свечка », « Крестник »; - с п ро п о в ед я м и соотносимы произведения « Нагорная проповедь », « Искушение Господа нашего Иисуса Х риста », « К картине Ге ( Тайная вечеря )», « Страдания Господа нашего Иисуса Х риста »; - с к аз о в ы й характер имеют произведения « Ильяс », « Девчонки умнее стариков », « Упустишь огонь - не потушишь », « Много ли человеку земли нужно », « Как чертё нок краюшку выкупал »; - произведения « Сказка об Иване - дураке .», « Работник Емельян и пустой барабан », « Зерно с куриное яйцо » могут быть определены как с к аз к и ; - реал ис тич ес к им и рас с к аз ам и являются произведения « Алё ша Горшок » и « Корней Васильев »; - п о в ес ть ю является произведение « Фальшивый купон ». Разножанровый состав « народных рассказов » не мешает выделению общ их идейно - эстетических принципов , каковыми исследователи (6,12)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=