Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 48 971] Здесь философ близок к христианским заветам любви к ближнему как к самому себе и , одновременно , любви к врагу . С первого взгляда может показаться , что К . Д . Кавелин уходит в отвлеченности , от которых он сам и предостерегал , но это не соответствует действительности . Это отнюдь не абстрактная любовь ко всему человечеству разом . Это , как сам мыслитель отмечает , что смысл любви здесь не в том , чтобы посредством отвлечения и обобщ ения от действительных людей подыматься до идеального образа , но в том , чтобы , как пишет философ , в отношениях с реальными людьми носить в себе этот образ и предполагать его наличие в каждом человеке . [1, 971] Похожую идею высказывает Л . Н . Толстой , говоря о том , что подлинно всеобщ ая любовь не может быть ни любовью к « человечеству », как к некоему сплошному целому , ни любовью к « человеку » вообщ е ; она может быть только любовью ко всем людям во всей конкретности и индивидуальности каждого из них . При этом истинная любовь заключается , по Л . Н . Толстому не в том , чтобы любить тех , кто любит нас , но , как сказано в Б иблии , любить своих врагов . « Всякий старается сделать себе как можно больше добра , а самое большое добро на свете в том , чтобы быть в любви и согласии со всеми людьми . Как же получить это добро , когда чувствуешь , что одних людей любишь , а других не любишь ? Надо научиться любить тех , кого не любишь . Человек учится самым трудным искусствам , учится читать , писать , всякой науке , ремеслу . Если бы только человек учился любви так же усердно , как он учится наукам и ремеслам , он скоро и легко научился бы тому , чтобы любить всех людей , даже тех , которые неприятны нам ». [4] Тем самым Л . Н . Толстой ясно дает понять , что путь нравственного самосовершенствования , стремления к обретению гармонии , счастья лежит во многом через соблюдение евангельских заповедей . « Б ог хотел , чтобы мы были счастливы , и для того вложил в нас потребность счастья , но Он хотел , чтобы мы были счастливы все , а не отдельные люди , и для того вложил в нас потребность любви . Оттого и счастливы могут быть люди только тогда , когда они все будут любить друг друга ». [4] Так счастье ставится Л . Н . Толстым в прямую зависимость от способности действительно любить , не требуя ничего в ответ , но получая удовлетворение от собственной возможности светлому чувству любви . К . Д . Кавелин очень точно указывает на то , что при всей своей идеальности любовь « не дает оторваться от действительности , искать успокоения и утешения … в мире отвлеченных идей , к чему мы так склонны . Этическая любовь крепко привязывает нас к жизни , заставляет постоянно и усиленно работать над собой , чтобы выучиться в единичном видеть общ ее , идеальное , с высоты идеала взвешивать и оценивать других людей , не теряясь в индивидуальных особенностях и не уходя в отвлеченности » и резюмирует « Кто прошел школу этической любви и утвердился в ней , тому уже сравнительно легче воспитать свои помыслы , желания , движения воли и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=