Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 50 УДК 179 Н . И . Ешкина ( Тула , ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) 35-74-37, e-mail: kemiratula@rambler.ru М Ы С Л И О В О С П И Т А Н И И , О Б Р А З О В А Н И И И О Б У Ч ЕН И И В П Р О И З В ЕД ЕН И Я Х Л . Н . Т О Л С Т О Г О В стать е д ается обз ор пед агогических ид ей Л . Н . Тол стого . Р ассм атр иваю тся воз м ож ности их р еал из ац ии в совр ем енном пед агогическом пр оц ессе . У каз ываю тся основные тр ебования , пр ед ъ я вл я ем ые Л . Н . Тол стым ко всем субъ ектам обр аз овател ь ного пр оц есса . Кл ю чевые сл ова : Л . Н . Тол стой , пед агогика ненасил ия , воспитание , обр аз ование , истор ия пед агогических ид ей . Педагогические взгляды Льва Николаевича Толстого оказали значительное влияние на мировую философско - педагогическую мысль . Писатель описывает на страницах произведений взгляды на образовательный процесс в целом и на различные средства формирования гармонически целостной личности в частности , отвечает на вопрос , каким должен быть настоящ ий учитель , разрабатывает теоретические и практические основы свободного обучения и воспитания , создает теорию гуманистического воспитания . Высказанные ещ ё в XIX веке педагогические идеи и сейчас актуальны и применимы в условиях современного мира . В трудах писателя мы находим его взгляды на основные категории педагогики – образование , обучение и воспитание . Так , в работе « О народном образовании » Лев Николаевич характеризует проблемы развития образования и выступает против господствующ его догматизма в современном ему образовательном процессе . « Образование должно исходить из жизни . Но это отнюдь не означает , что в школу должны быть перенесены жизненные приемы познания . Педагогика должна нарабатывать свои методы , позволяющ ие эффективно классифицировать те наблюдения , которые произвела жизнь … Главное средство для приобретения знаний есть непосредственное отношение к явлениям , требующ им полной свободы » [3]. Подтверждение данного тезиса мы находим и в художественных произведениях – на станицах романа « Анна Каренина »: « Ему [ Серё же Каренину ] было девять лет , он был ребенок ; но душу свою он знал , она была дорога ему , он берег ее , как веко бережет глаз , и без ключа любви никого не впускал в свою душу . Воспитатели его жаловались , что он не хотел учиться , а душа его была переполнена жаждой познания . И он учился у Капитоныча , у няни , у Наденьки , у Василия Лукича , а не у учителей . Та вода , которую отец и педагог ждали на свои колеса , давно уже просочилась и работала в другом месте » [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=