Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 69 Невозможно точнее описать состояние современного искусства , особенно в его кинематографической составляющ ей . И тем более удивительно , что Л . Н . Толстой в конце XIX века заметил эту тенденцию и дал ей характеристику , как искусный врач по незначительным симптомам может определить болезнь в самом ее начале ! Сейчас , если предпринимаются попытки осмыслить и воплотить значительное по своему смыслу содержание , вся деятельность ограничивается работой над формой , украшением ее различными спецэффектами , которые должны усилить впечатление и помочь восприятию содержания . На самом же деле они абсолютно заслоняют собой это содержание и отвлекают все внимание на себя , а также создают ощ ущ ение , что у создателя данного произведения просто не хватило сил для достижения поставленной цели , и поэтому он решил обойтись конструированием внешнего впечатляющ его фасада , который прикрывает пустоту , таящ уюся за ним . Таковы современные фильмы и литература ужасов ( со Стивеном Кингом во главе ) и так называемые « боевики », в которых основной акцент ставится на изображении и смаковании насилия во всех его видах . Если говорить о мистике , то сколь более проникновенен рассказ « Вендиго » ( The Wendigo, 1910) Э . Б лэквуда , нежели « Девочка , которая любила Тома Гордона » (The Girl Who Loved Tom Gordon, 1999) С . Кинга с парадом натуралистических описаний ( хотя , по сравнению с остальными произведениями данного автора , количество их здесь довольно невелико ). Сопоставление этих произведений приводит к мысли , отнюдь не новой , что абсолютная тишина порой куда страшнее откровенно жутких воплей . Касательно « боевиков » в их кинематографическом воплощ ении можно сказать следующ ее : этот жанр сущ ествует как воплощ ение стремления человека к созерцанию насилия , и , когда фильм не преследует никакой другой цели , кроме этой , в нем оправдано присутствие спецэффектов , сопутствующ их достижению этой цели . Здесь следует обратить внимание более на вопрос этичности создания и проката такой продукции , но рассмотрение этой проблемы в рамках данной статьи невозможно . Однако если речь заходит о « боевиках », касающ ихся , например , тематики Великой Отечественной войны , когда все , что с ней связано , становится лишь предлогом для конструирования цепочки сцен различных зверств только ради спецэффектов , « красоты кадра » и навязчивого натурализма , когда о понимании сути случившегося нет и речи , сквозь все это проступают очертания кощ унства . Примерно то же можно сказать и о некоторых экранизациях классики , в первую очередь о фильме « Тарас Б ульба » В . Б ортко , где натурализм спецэффектов заслонил содержание первоисточника , о чем упоминает М . Задорнов в одном из своих выступлений , приводя в качестве примера сцену казни Остапа .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=