Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 71 УДК 141.412 А . В . Слобожанин ( Тула , ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) 8-953-955-65-07, e-mail: Tiaen@rambler.ru К р и т и ч е с к о е о с м ы с л е н и е и д е й Л . Н . Т о л с т о г о в р а б о т а х Н . А . Б е р д я е в а и И . А . И л ь и н а В р аботе р ассм атр иваю тся некотор ые аспекты р ел игиоз но - нр авственного учения Л . Н Тол стого в свете их кр итического осм ысл ения Н . А . Б ер д я евым и И . А . Ил ь иным . П р ивод ится ср авнител ь ный анал из д вух р абот указ анных м ысл ител ей , на основании котор ого устанавл ивается ед инство их оц енки учения Л . Н . Тол стого . Кл ю чевые сл ова : р усская ф ил ософ ия , непр отивл ение , м ор ал из м , Л . Н . Тол стой , Н . А . Б ер д я ев , И . А . Ил ь ин . Лев Николаевич Толстой – одна из выдающ ихся фигур русской философской мысли , создавшая целостное религиозно - нравственное учение , имеющ ее не только теоретическое , но социальное значение . Институционально , оно выразилось в развитии толстовского движения в России и за ее пределами . И , пожалуй , ни один другой представитель русской религиозной философии не может считаться родоначальником учения , определившего образ жизни большого количества людей . В этом – уникальность положения Л . Н . Толстого в русской религиозной философии . Значительность фигуры художника , мыслителя или политика всегда вызывает особый интерес к нему , выражающ ийся как в виде огульных обвинений , так и в виде безудержных похвал . Разумеется , ни то не другое не представляет для философии сколь либо значительного интереса . Философская критика – это , прежде всего исследование идей , нежели , их осуждение . И относительно учения Льва Николаевича , критиков в последнем смысле нашлось много . Их полный список дает Е . Д . Мелешко на первых страницах своей монографии « Х ристианская этика Л . Н . Толстого »[4]. В нашей статье особое внимание будет обращ ено пониманию идей Л . Н . Толстого двумя во многом противоположенными по своим взглядам мыслителями : Н . А . Б ердяевым и И . А . Ильиным . Данные мыслители избраны нами не случайно , попытка критики идеи непротивления И . А . Ильиным в работе « О сопротивлению злу силой » [3] вызвала резкое неприятие Н . А . Б ердяева . Он пишет в ответ критическую работу « Кошмар злого добра », где высказывается против двух крайностей . Философ пишет : « Удушение добром было и у Л . Толстого , обратным подобием которого является И . Ильин » [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=