Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 77 выражающ ийся как в целях , так и в средствах , приводящ ий к развитию анархизма и социализма . Психология интеллигентского самообожения приводит к аморализму , своеволию , экспроприаторству и массовому террору , проявляющ емуся в революции . Ещ ё один образ , которым Лодыженский характеризует интеллигента , мыслитель заимствует из книги Свами Вивекананды « Философия йога », в которой тот описывает сферу действия рассудка . Согласно Вивекананде , утилитарное рассудочное мышление не может ответить на вопросы о том , откуда взялись « истины относительно человеческой жизни , морали , бессмертной души , Б ога , любви и симпатии ; относительно того , чтобы быть добрым , а главное – относительно того , чтобы не быть эгоистом »[2; 601]. Данные знания появляются с помощ ью сверхсознательного состояния , которое находится за пределами рассудка . Идея же несебялюбия , на которой только и может быть основана этика , оказывается неясной для рассудочного сознания . На основании сказанного Лодыженский приходит к выводу , что « зло мира коренится не в недостатке развития ума человеческого – развития , которое с эгоистической точки зрения может оправдать даже преступление , а коренится оно в неверии , ибо при неверии теряется нравственность »[3; 21]. Мыслитель подчеркивает , что начала неверия и равнодушия к религии проникли в высшее российское общ ество в период правления Екатерины II, когда вместе с веяниями Великой Французской революции в общ естве появляются атеистические идеи , получившие особенное распространение в век расцвета позитивной философии и материализма . Атеизму русской интеллигенции Лодыженский противопоставляет религиозное сознание русского народа , который в большинстве своем является народом - мистиком , живущ им религиозным инстинктом , исканием правды , а также исканием Б ожества и общ ения с Ним . Религиозное сознание народа предстает у Лодыженского как « младенческая вера », непосредственно воспринимающ ая слова Свящ енного Писания , как инстинктивное чувство , лежащ ее в человеческой природе . « Религия не только младенческая , – подчеркивает Лодыженский , – но и сознательная идет от общ его к частному , исходит из внутреннего субъ ективного чувства души , исходит из способности внутреннего ощ ущ ения »[3; 29]. Данную способность мыслитель уподобляет и другим интуитивным способностям . Так , например , чувство музыки заключается не в анализе звуковых волн или способности синтезировать их в гамму , но в особой способности слуха угадывать неверную ноту и чувствовать гармонию звуков , создавая красивую мелодию . Подобно музыкальному слуху , есть слух и для религиозной интуиции , и именно народ в большей степени обладает подобным « слухом », нежели интеллигенция . Другой значимой проблемой религиозных исканий М . В . Лодыженского является философское осмысление христианской истории . Мыслитель

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=