Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 80 пятую тяжелую для людей эпоху , но будет и шестая , « эпоха великого подъ ема духа ». « Пройдут ещ ё многие тысячелетия , – пишет Лодыженский , – пока зло действительно заполнит нашу землю , когда уже действительно появится Антихрист » [5; 268], сначала как собирательный образ , а затем как конкретная личность . Одним из возможных концов света Лодыженский называет уничтожение людьми Земли благодаря своей переразвитой технике . Однако конец истории не становится для Лодыженского концом сущ ествования , поскольку жизнь человеческой души предстает для него вне гибнущ их миров , являясь вечной и счастливой , проходящ ей в блаженном созерцании Высшего мира . Таким образом , религиозно - нравственной философии М . В . Лодыженского , в той или иной степени , присущ и все характерные особенности русской философской традиции . И прежде всего , об этом свидетельствует ярко выраженный религиозный характер философии мыслителя . Другим важнейшим критерием русской философской мысли является нравственное основание всех построений Лодыженского . При этом , подобное религиозно - нравственное содержание подчеркивается полным отсутствием интереса к логике и теории познания . Также , философии Лодыженского свойственно , очень характерное для русской мысли , глубокое уважение к народу . Как и большинство русских мыслителей , Лодыженский противопоставляет интеллигенцию и народ , явно превознося последний . Менее подробно , Лодыженский касается историософских и эсхатологических проблем , которые также характерны для русской философии . Мыслитель не останавливается на споре западников и славянофилов , но идейно он явно был ближе к последним . Об этом свидетельствует его равнодушное или даже критическое отношение к западноевропейской философии , в то время как произведения большинства русских философов получают его положительную оценку . В своих сочинениях , Лодыженский не дает каких либо программ социального преобразования общ ества , но выделяет необходимость данного преобразования как одну из наиболее значимых проблем . Важнейшим критерием русской философской мысли выступает стремление Лодыженского к литературному выражению своих идей . Основные выводы философских трудов мыслителя наглядно отражены в повести « Невидимые волны ». Лодыженский не только стремится к художественному выражению , но и сам больше тяготеет к образному восприятию идей . В своих работах , Лодыженский анализирует не классические философские труды , но описания жизни святых и художественные произведения отечественных авторов . Литература : 1. Б улгаков С . Н . Героизм и подвижничество / Сост ., вступ . ст ., коммент . С . М . Половинкина . – М .: Русская книга , 1992. – 528 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=