Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 84 вера , и все поступки его будут вытекать из этой веры » [3, 268]. Поэтому если человек верит в личное благо , то он « будет полагать это благо , - в приобретении ли имения , в знатности ли , в славе , в удовлетворении ли похоти и пр ..» [3, 268], но это не будет истинной верой , по мнению мыслителя . Следуя учению Х риста человек должен утверждать его в своей жизни посредством веры и дел , поэтому вера органично вплетается и в его учение о непротивлении злу силой . Вера предстает у него как медиатор тех моральных требований , которые должен актуализировать в своей жизни каждый человек , если он хочет следовать учению Иисуса Х риста и спастись от « погибельной жизни » [3, 235]. Вера предстает в учении Л . Н . Толстого как нравственная основа жизни , которая и которой происходит оценивание жизни . В вере происходит оценка того , « что важно и хорошо в жизни , и того , что неважно и дурно » [3, 269]. Причем вера выступает у него как оценка « всех явлений жизни » [3, 269]. Она своего рода моральный критерий для всех действий человека . Истинная блаженная жизнь возможна только в вере . Именно в вере происходит спасение человека от дурной мирской жизни , так как « законная жизнь человеческая есть жизнь блаженная » [3, 224]. Вера для Л . Н . Толстого это также правильно понятая истина учения о спасении , направленная на нее интенция человека , это духовный акт личности и постулирование тех истин , которые помогут и неверию человека . Само неверие означает для него желание утвердиться в том , чего нет . Это по его разумению и является ложной верой . Непосредственными признаками истинной веры выступают ясность и простота , а первыми предметами являются человек и жизнь . Надо также отметить , что вера « есть неизбежное свойство души » [4, 413.]. Сущ ествование самой веры не ставиться под сомнение Л . Н . Толстым , но при раскрытии веры в своем учении мыслитель не избежал той тенденции в рассмотрении веры , которую мы находим у многих исследователей , а именно то , что у него нередко встречается отождествление веры с вероучением , религией . При исследовании веры в учении Толстого можно использовать также такой критерий веры как рациональность . Так как в своих работах он затрагивает гносеологическую проблематику веры , определяя познавательные способности человека , природу и назначение феномена веры . Л . Н . Толстой в целом создает свое оригинальное учение о вере , своеобразную « философию веры », продолжающ ую русскую традицию цельного духовного знания , ярко выраженную в славянофильстве , как считает Е . Д . Мелешко . Одним из сущ ественных признаков веры Л . Н . Толстой опираясь на учение Х риста , видит разумность , « разумное сознание » человеком смысла своей жизни . Вера предстает у него как знание трансцендентных истин , знание того , что стоит выше понимания разума , но « без чего невозможно жить и мыслить », она есть духовное знание и сила жизни , в ней заключается знание смысла жизни человека , который не уничтожаем смертью [ См .: 1, 10-11]. Основным методом « разумной веры »

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=