Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 20 УДК 213. А . В . Р о м а н о в ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел : (4872) 35-74-37, e-mail: avr.85@mail.ru Б Е С К О Н Е Ч Е Н Л И М И Р В О В Р Е М Е Н И И П Р О С Т Р А Н С Т В Е ? ( П О Р А Б О Т А М А . И . В В Е Д Е Н С К О Г О ) В ст ат ь е ан ал из ир у ю т ся ид е и од н ог о из пр е д ст авит е л е й р у сског о н е окан т иан ст ва А . И . Вве д е н ског о о б е скон е ч н ост и м ир а в пр ост р ан ст ве и вр е м е н и . Р ассм ат р ивае т ся свя з ь воз з р е н ий А . И . Вве д е н ског о и ф ил ософ ских ид е й И . К ан т а . К л ю ч е вы е сл ова : А . И . Вве д е н ский , ан т ин ом ия , И . К ан т , вр е м я , пр ост р ан ст во , б е скон е ч н ост ь , р ац ион ал из м . Философия является областью знания , которая не дает окончательных ответов на вопросы , которые ограничены ее предметом в силу спец ифики философского разума , который по своей природе антиномичен ( И . Кант ). В работе « Критика чистого разума » немец кий мыслитель выводит 4 антиномии : − антиномия конечности или бесконечности мира во времени и пространстве ; − антиномия простоты или сложности субстанц ии ; − антиномия причинной обусловленности и свободы ; − антиномия сущ ествования или не сущ ествования в мире безусловно необходимой сущ ности [3, 267–290]. Эти антиномии ключевые в философии И . Канта . Основатель русского неокантианства [4, 187–191] А . И . Введенский в своих работах обозначает эти аспекты творчества немец кого мыслителя . Рассмотрим трактовку А . И . Введенским одной из 4 антиномий И . Канта , а именно антиномии о бесконечности или конечности мира во времени и пространстве подробнее . А . И . Введенский задаё тся вопросом : может ли наш рассудок знать , был ли мир сотворё н Богом или нет ? [1, 178–190] Подойти к ответу на этот вопрос можно с двух противоположных позиц ий : с позиц ий рац ионализма и с позиц ии эмпиризма . Если рассуждать в категориях рац ионализма , то тогда ответ на данный вопрос был бы возможен . Рац ионалисты ( Р . Декарт , Б . Спиноза ) исходят из постулата , что « действие можно выводить из причины как её логическое следствие ; связь причины и действия сполна и во всех случаях может быть сделана логически понятной » [1, 161]. Для рац ионалистов мир

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=