Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 3 ФИ Л ОСОФИ Я И Р Е Л И Г ИО В ЕДЕ НИ Е УДК 2-426 Г . В . Ва л е е ва ( ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел : (4872) 35-74-37, e-mail: stark.k@rambler.ru П О Н Я Т И Е Т Е О Д И Ц Е И : Р Е Л И Г И О З Н О -ФИ Л О С О ФС К И Й А Н А Л И З В ст ат ь е пр е д ст авл е н р е л иг иоз н о - ф ил ософ ский ан ал из пр об л е м ы т е од иц е и , р ассм ат р иваю т ся кат е г ор ии з л о и д об р о . В р аб от е опр е д е л е н ы осн овн ы е ф ор м ы з л а и их опр авд ан ие ; вы я вл е н ы ист оки пр об л е м ы т е од иц е и в б ог осл овской и ф ил ософ ской т р ад иц ия х . К л ю ч е вы е сл ова : т е од иц е я , д об р о и з л о , опр авд ан ие Б ог а , г р е х , своб од а вы б ор а . Сущ ествует аргумент , заставляющ ий усомниться в бытии Бога и божественности устроения мира – это сущ ествование зла в мире . Зло - это нравственное понятие . Зло - в той воле , в том выборе , в том намерении , в том движении душ и , которые вносят искажения установленного Богом порядка в физическом мире вещ ей и действий , удаляют сущ ества от Бога и ведут к отпадению от Него . Зло среди людей появилось , когда вместо деятельности по образу и подобию Бога , люди отделили себя от Бога и захотели сами стать богами . А это привело , в свою очередь , к их отделению от природы , друг от друга и разделению внутри каждого человека . Образ Бога был разбит на всех уровнях ( нравственно , интеллектуально , психологически , соц иологически ). И именно больш ая часть страданий произош ла и происходит от отделения от Бога , от природы , друг от друга и разделения внутри самих себя : это естественные и справедливые следствия наруш ения воли Бога . Зло не субъективно , это не фантазия и не иллюзия . Потому , что если бы оно было иллюзией , то тот факт , что мы боимся этой иллюзии , должен был бы быть реальным злом . И . А . Ильин считает , что зло - это не отвлеченное понятие , не результат субъективной оц енки , не логическая возможность . Это , прежде всего , « живущ ее в наш ей душ е страстное тяготение к разнузданности , к разгулу дурных страстей , что ведет к духовному распаду личности , распаду духовного ее « костяка ». Примерами внутреннего зла могут служить агрессия в любых ее формах , ненависть , ожесточение , своенравие , эгоизм , всякое отвращ ение от Божественного . Настоящ ее местонахождение зла ( как и добра ) – душ евно - духовный мир человека » [7, 19]. Опасность непротивления злу И . А . Ильин видит в том ( и с философом можно согласиться ), что это непротивление можно понять как приятие зла , т . е . допущ ение его в себя и предоставление ему свободы . Пока в душ е человека живо хотя бы смутное неодобрение зла , он ему ещ е сопротивляется . Но если всякое сопротивление злу полностью отсутствует ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=