Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 31 и науке , к молитве и религии , – только он может указать человеку , что есть подлинно главное и ц еннейш ее в его жизни » [12, 156]. Религиозный опыт подвижника , по Лодыженскому , заключается в переработке эмоц ионального начала человека , в его очищ ении и приведении к альтруистическим чувствам . После такой перемены в сердц е человека проявляется высш ая сила духа – благодать Божья , которая , по мнению христианских подвижников , является силой , гораздо более могущ ественной , чем мозговая воля . Таким образом и проявляется сила духовного сверхсознания . Основным средством самосоверш енствования для подвижников служила молитва , являющ аяся первым делом христианской жизни , без которого эта жизнь невозможна . « В живой религии опыта и в жизни , – замечает У . Джемс , – в которую молитва входит как составная и нераздельная ее часть , мы сами являемся действующ ими лиц ами и при том не в мнимом представлении , а в самой несомненной действительности » [7, 369]. Больш ое значение молитвенному упражнению придается в проц ессе именно нравственного соверш енствования . Христианскую молитву Лодыженский подразделял на следующ ие элементы [13, 244-245]: 1. Мысли и представления о Боге Вседержителе , о Его Свойствах , мысли о счастье ощ ущ ать Бога , стремление созерц ать его Божественную красоту . 2. Мысль о своем несоверш енстве , что есть в сущ ности стремление к чувству см ир е ния , мысли и воспоминания об отступлениях от правильного пути , которые молящ ийся соверш ал делом , словом и помыш лением , что есть в сущ ности сознание грехов своих и р а ск а я ние в них . 3. Обращ ение к Высш ей Божественной Силе и призыв Её на помощ ь в борьбе своей со страстями , на помощ ь в укреплении своей реш имости не повторять отступления от правильного пути . Лодыженский подчеркивает взаимодействие между силой молитвенного подвига и развитием таких добродетелей , как смирение , страх Божий и вера в благодать . Так , с одной стороны развитие этих качеств развивает в человеке усердие его молитвы , с другой – сила молитвы , доходящ ая до высш их степеней , способствует развитию упомянутых духовных качеств . Но главным результатом молитвы является воспламенение любви к Богу . И выш е молитвы может быть только любовь . Так , например , св . Иоанн Лествичник говорит : « Бывает , что , когда стоим на молитве , встречается дело благотворения , не допускающ ее промедления . В таком случае надо предпочесть дело любви . Ибо любовь больш е молитвы , так как молитва есть добродетель частная , а любовь объемлет все добродетели » [9, 623].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=