Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 36 поститься или изнурять свое тело ; тот , кто это делает , говорит Гита , не может быть йогом ; тот , кто постится , кто лиш ает себя сна , кто спит много , кто много работает , кто ничего не делает , – никто из таких не может быть йогом » [4, 565-566] По мнению Лодыженского , данные правила необходимы для развития силы воли . К указаниям , касающ имся нр а вст ве нност и ч е л ове к а , Лодыженский относит непричинение вреда , правдивость , нестяжание и ц еломудрие . При этом мыслитель не останавливается подробно на характеристике данных качеств , подобно тому как он рассматривал христианские добродетели . К пе р вы м у м ст ве нны м у пр а ж не ния м йога Лодыженский относит приучение ума отвлекаться от « впечатлений , передаваемых ему внеш ними чувствами », сосредотачивая его на « плодотворных » рассуждениях ( А . Безант ); прилежное повторение свящ енных слов в определенной позе , молитвы о знании и свете , а также размыш ление о собственном теле как сильном и здоровом ( Вивекананда ) [13, 171-173]. После прохождения подготовительной работы йог приступает к овладению телом и сознанием с помощ ью высш их упражнений Раджа - йоги , таких как : Пранаяма , Пратьяхара , Дхарана и Дхиана . « Пранаяма , – пиш ет Лодыженский , – есть упражнение , имеющ ее своею ц елью подчинение человеку его жизненной силы – праны , распространенной во всем его теле » [13, 173]. С помощ ью определенных упражнений в дыхании внимание йога сосредотачивается на том , чтобы ощ ущ ать нервные токи жизненной энергии , сначала неопределенно , затем более ясно . Затем йог начинает постепенно овладевать ими , что в свою очередь даё т власть над телом и сознанием . Первые уроки пранаямы заключаются в « преподании » ученику умения владеть мускульной силой , которая двигает легкие при дыхании . При равномерном дыхании советуется произносить какое - либо слово вместо счета . Результатом такого упражнения является спокойствие мыслей , приводящ ее к изменению лиц а и исчезновению резких линий . В занятиях Пранаямой есть и более сложные упражнения . Овладев данной практикой в соверш енстве , йог сможет управлять всем своим телом , подчиняя тем самым все болезни и страдания ( Вивекананда ) [4, 584-592]. Пратьяхарой (« собирание к ») называется способность по желанию соединять или разъединять свое сознание с нервными ц ентрами , приводящ ая к « обузданию стремящ ихся к внеш нему сил сознания , освобождение его от рабства чувств . Когда мы сумеем достигнуть этого , – говорит Вивекананда , – мы будем действительно обладать характером , только тогда мы сделаем серьезный ш аг к свободе , а до того мы только маш ины » [4, 594]. Как отмечает М . В . Лодыженский , в трудах Вивекананды отсутствуют указания на упражнения в пратьхаре . « Методы этих упражнений , – как предполагает Лодыженский , – передаются гуру ( т . е . учителем ) ученику при практических уроках » [13, 178].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=