Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 39 под ч ине нии вну т р е нне й пр ир од ы » и « К а к сд е л а т ь ся й огом » . Основным с точки зрения практики Лодыженский рассматривает « Ф ил ософ ию й ога ». Лодыженский не использует жизнеописания йогов для понимания их религиозного и нравственного пути , но использует жизнеописания отдельных « безнравственных теософов » [14, 157-164], что в контексте его произведений бросает тень и на индусов . При этом утверждения Лодыженского по поводу основных черт Раджа - йоги также могут быть опровергнуты на основании жизнеописания Вивекананды , его произведений , а также изречений его учителя Шри Рамакриш ны , прош едш его через многие религиозные традиц ии . Прежде всего необходимо отметить , что в своих произведениях Вивекананда описывал различные виды йоги , а на практике комбинировал их . При этом Раджа - йога не была главной практикой Вивекананды , который следовал за своим учителем и « говорил со страстным смирением , что всем , чем он был , он обязан ему , что ни одна бесконечно малая мысль не принадлежит ему лично , что все его мысли исходят от учителя » [19, 883]. Сам же Рамакриш на утверждал бхакти - йогу ( йогу любви и преданности ) наиболее действенной в настоящ ее время , говоря , что « по пути молитвы и преданности Божьей воле , постоянным повторением Святого Имени и глубокой жаждой Бога » также можно достичь Самадхи , т . е . духовного соверш енства [18, 34]. Хотя вера в могущ ество своих мысленных сил во время занятий Раджа - йогой не без основательно получила отриц ательное отнош ение Лодыженского . Как замечает Ромен Роллан , когда Вивекананда прибыл в Америку и начал обучать практике Раджа - йоги , она вполне могла стать « привлекательной для Америки лиш ь потому , что она ее принимала в самом практическом смысле , как суливш ую материальное могущ ество . Этот гигантский народ с ребяческим умом чащ е всего интересуется идеями лиш ь тогда , когда сам придает им материальный интерес . Метафизика и религия обращ аются в его руках в ложные прикладные науки , ц ель которых - добыть тем , кто ими владеет , могущ ество , богатство и силу - ц арство мира сего » [19, 874-875]. При этом вера в свои силы у йога не должна противопоставляться вере в Божественную Благодать , как это делает Лодыженский . Так , по утверждению Рамакриш ны , « человек может делать тысячи попыток , но ничто не может быть соверш ено без милости Бога . Поэтому без Его милости никто не может увидеть Его . И нелё гкая вещ ь получить Его милость . Эгоистическое чувство « я », которое говорит : « Я делаю это », должно быть совсем оставлено , прежде чем может быть почувствована Божественная милость » [18, 36]. Что же касается чувства гордости и осознания своего могущ ества йогом , о которых говорит Лодыженский , то опровержение этому можно найти в самом рассматриваемом им тексте « Философия йога ». Так ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=