Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012
Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 47 религиозного состояния личности с точки зрения психологии и теологии посвящ ены работы А . ван Каама . Сведение веры к эмоц ии и понимание ее как диагностической категории - психоз ( паранойя ), невроз в соответствующ ем понимании религии мы встречаем в трудах многих психологов , среди них труды З . Фрейда , Дж . Пратта . Среди отечественных психологов , обращ авш ихся к изучению феномена веры - Д . М . Угринович , А . И . Юрьев , Р . М . Грановская , Т . П . Скрипкина , Б . С . Братусь , В . Р . Букин и Б . А . Ерунов , Ю . Ф . Борунков , А . К . Козырева , К . К . Платонов , П . Н . Шихирев , А . Двойнин и др . Представленный спектр проблемных полей и персоналий не исчерпывает всего многообразия проводимых исследований в области рассмотрения , анализа и типологизац ии феномена веры , но приводит нас к пониманию важности и необходимости глубокого и систематизированного изучения феномена человеческого бытия – веры . Данный обзор проблематик в области научного исследования веры дает объективное представление о многоаспектном феномене веры и помогает определить область для исследования веры , выделения и осмысления различных ее аспектов , значения , в том числе и на основе методологии критериев веры . При исследовании религиозной веры , ее типологизац ии и классификац ии необходимо учитывать , что вера является сложным феноменом , и , несмотря на индивидуальный , неповторимый религиозный опыт человека , имеет определенные черты , которые позволяют его классифиц ировать по типам и уровням , выделить основные модели веры . Например , для создания классификац ии веры за основной признак могут брать : опыт святого ( святость сущ его или святость должного ), духовное развитие веры , спец ифика выражения веры , основание опыта веры ( рац иональная , мистическая вера ), отнош ение к рац иональным основаниям , мыш лению ( научная , религиозная , рац иональная , эмоц иональная , слепая , философская вера ), обоснованность откровением , традиц ией , вероучением , культовой практикой ( вера , верование , веренье , суеверие , языческая вера , личная вера в Бога , квазивера ) и так далее . Вызывает научный интерес и тот факт , что веру , рассматриваемую как « мощ ный духовный фактор становления человека » [1, 5], используют как критерий типологии личности . Данный подход мы наблюдаем у Н . А . Калюжной , которая на основе критерия отнош ения человека к проблеме абсолютного выделяет два основных типа веры : религиозная вера и метафизическая вера . Религиозная вера определяется как « исконная направленность человека на понимание мира и себя в этом мире через обращ ение к Богу как трансц ендентной сущ ности », метафизическая вера как « обращ енность человека к законосообразности бытия , то есть всеобщ ему ходу вещ ей , порождающ ему множественность явлений в единстве ц елого » [1, 5]. Сама вера предстает как идеальный тип , так как она приобретает неповторимые черты под влиянием жизненного опыта и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=