Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012
Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 53 например , Символы веры ). В больш ей степени это свойственно для православного богословия , распространена в католической и протестантской теологии , религиозной философии , соц иологии религии . 2) П о н я т ие ве р ы о п р е д е л я е т ся п с и х и к о й ( э м о ц и и , не в р о з , аф ф е к т ) , которая выступает как критерий веры , что выражается в эмоц ионалистском и волюнтаристском искажениях веры ( Фома Аквинский , Р . Декарт , И . Г . Фихте , Ф . Шлейермахер , Г . Геффдинг , Г . Оллпорт , У . Джеймс ), в сведении веры к эмоц ии , неврозу , аффекту , которые в своем подавляющ ем больш инстве не имеют рац ионального обоснования , оперирующ его архетипами в сознании человека ( К . Г . Юнг , З . Фрейд , С . Эртербурн и Дж . Фелтон ). Может иметь место своеобразное соединение аффективного и рац ионального элементов в понимании феномена веры ( Т . Пенелхэм ). Вера предстает как особое состояние психики верующ их субъектов , эмоц иональное , ц енностное отнош ение к предмету веры , волевой акт веры ( негативным следствием данной конц епц ии выступает сведение веры к своеволию в выборе предмета веры , к простому верованию , умалению веры и выведению на главный план ее составного элемента - воли ). Характерно для психологии , теологии ( католической и протестантской ), философии . 3) Р а ц ио н а л ь н о ст ь ка к кр ит е р ий ве р ы , связана с определением границ действия веры , соотнош ения веры и разума , веры и знания , исследования веры и сомнения . Примерами раскрытия парадигмы веры выступает формула « верую , ибо абсурдно » ( парафраз конц епц ии веры Тертуллиана ), либо вера понимается как « вера ищ ущ ая понимания » ( Ансельм Кентерберрийский ). В контексте этой проблематики , прослеживаются различные тенденц ии в понимании веры и знания , разума и не только как отдельных областей , со своим спец ифическим предметом , содержанием . Может утверждаться их неразрывное единство или постулироваться приоритет одного над другим . Обобщ енно соотнош ение веры и разума можно представить так : а ) гармония веры и разума , верующ ий разум и разумная вера ( это может быть и гармония , и своего рода модификац ия феноменов , т . е . заимствование функц ий и постулирование равноправия феноменов ); б ) размежевание сфер действия веры и разума ; в ) главенство одного за счет умаления роли другого , либо его отриц ания . Отнош ение веры и сомнения в основном рассматривается с нескольких позиц ий : 1) взаимоисключения одного другим , 2) вера и сомнение неразрывно связаны , человек постоянно находится и в сомнении и в вере , сомнение выступает необходимым элементом веры . Также в этот блок можно отнести рассмотрение веры с позиц ий истинности и ложности , выведение и разграничение роли таких понятий как вера научная ( рац иональная ) и религиозная ( вера сводится к эмоц иональной , духовной сфере ), философская вера , верование , суеверие , веренье ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=