Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 57 УДК 236 Е . Г . Я ким о ва ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел : 8-906-533-08-95, e-mail: Helena183@yandex.ru М И ФО Л О Г И Ч Е С К И Е И И С Т О Р И Ч Е С К И Е Т И П Ы Э С Х А Т О Л О Г И Й В ст ат ь е осу щ е ст вл я е т ся э вол ю ц ион н о - ист ор ич е ский ан ал из ф е н ом е н а « э сх ат ол ог ия » в м иф ол ог ич е ской и р е л иг иоз н ой кар т ин ах у н иве р су м а . В пр оц е ссе ан ал из а р ассм ат р иваю т ся м иф ол ог ич е ские и ист ор ич е ские т ипы пр е д ст авл е н ий о кон е ч н ой су д ь б е м ир а и ч е л ове ка и их х ар акт е р н ы е ч е р т ы , вскр ы ваю т ся вз аим освя з и с ин д ивид у ал ь н ы м и все м ир н ы м у р овн я м и э сх ат ол ог ии , вы я вл я е т ся спе ц иф ика иу д е й ской и х р ист иан ской э сх ат ол ог ий . К л ю ч е вы е сл ова : э сх ат ол ог ия , м иф ол ог ия , р е л иг ия , ист ор ия , ц икл из м , л ин е й н ост ь , м ай я , иу д аиз м , х р ист иан ст во Эсхатология представляет собой очень сложный и многогранный феномен , прош едш ий длительную эволюц ию в своем развитии и находящ ий свое выражение во многих религиозных системах , а так же в традиц ионных верованиях различных народов . Истоки данного феномена уходят корнями в тот период , когда люди выш ли из животного состояния и ощ утили потребность осмысливать окружающ ую их действительность . Выдающ ийся немец кий философ К . Ясперс отмечает : « Человек издавна создавал для себя картину универсума : сначала в виде мифов ( в теогониях и космогониях , где человеку отведено определенное место ), затем калейдоскопа божественных деяний , движущ их политическими судьбами мира ( видение истории пророками ), ещ е позже – данного в откровении ц елостного понимания истории от сотворения мира и грехопадения человека до конц а мира и Страш ного суда » [1, 24]. Самая первая « картина универсума » представляла собой систему м иф ол огич е ск их вз гл я д ов и пр е д ст а вл е ний , с помощ ью которой древние люди пытались объяснять окружающ ий их мир и передавать свои знания потомкам . Возникновение мифологической картины универсума связано с непосредственными наблюдениями первобытных людей за окружающ им их миром . Для древних людей весь мир был одуш евлен , в нем не было неживых предметов , при этом и сами люди ещ е не отделяли себя от природы , ощ ущ али свою слитность с окружающ им их миром . Кроме того , все миры ( например , мир живых и мир мертвых ) и населяющ ие их сущ ности подчиняются множеству разнообразных законов , наруш ение которых чревато серьезными последствиями ( например , прежде чем срубить дерево , нужно попросить у него прощ ения ; нужно договориться с камнем , подчинить его своей воле , чтобы он летел прямо в ц ель ). В мифологической картине универсума возникает бесконечное разнообразие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=