Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 65 истории . Иудеи воспринимали каждое новое историческое бедствие как наказание , которое ниспослал на них Яхве , разгневанный грехами , в которых погряз избранный народ . Никакое страдание или поражение не казалось абсурдным , ибо за каждым подобным событием всегда угадывалась воля Яхве . Все эти катастрофы были предусмотрены Богом для того , чтобы еврейский народ не пош ел против своей судьбы , отвергая религиозное наследие , завещ анное Моисеем , а потому были просто необходимы . Каждый раз , когда наступала эпоха относительного экономического проц ветания и мира , иудеи отступали от Яхве и предавались богам своих соседей . Только исторические катастрофы направляли их на правильный путь , обращ ая взоры к истинному Богу . В ужасающ их видениях пророков явственно звучала мысль о неизбежной каре , который обруш ит Яхве на свой народ , который не сумел сохранить веру . И лиш ь в той мере , в какой подобные пророчества были подвержены катастрофам , эти исторические события приобретали религиозное значение , то есть с полной очевидностью представали карами , ниспосланными Богом , в наказание за нечестивость Израиля . Поэтому эти события превращ ались в « богоявления негативного порядка » - « гнев » Яхве . В результате исторические события обретали смысл и нерасторжимо связывались друг с другом , ибо являлись конкретным воплощ ением единой божественной воли . Таким образом , тема эсхатологии оказывается крепко связанной с темой теодиц еи , спасения , ответственности человека и человечества . В свое время именно на эту взаимосвязь обращ ал внимание видный немец кий писатель Томас Манн , который в годы фаш изма в своем произведении « Иосиф и его братья » стремился показать символический образ человечества , его полного противоречий соотнош ения индивидуального и коллективного , переплетения стремлений Бога и человека к высш им ц елям при необходимости друг в друге . Для нас , живущ их в XXI веке , сейчас очень важно услыш ать слова Томаса Манна в послесловии к своему труду о том , что «… страдания , бремя которых мы сейчас несем , катастрофу , которая на нас обруш илась , мы навлекли на себя тем , что в наш ем легкомыслии , которое давно уже стало преступным , растеряли последние остатки этой мудрости перед богом ?» [11, 714]. Примечательно то , как перекликаются с этими рассуждениями Т . Манна слова М . Элиаде , полагавш им , что пророчества впервые придают ц енность истории : они выходят за рамки традиц ионного ц иклического видения , где всему сущ ему обеспечено вечное возвращ ение , и открывают однонаправленное , линейное время . Именно в иудаизме впервые укрепляется мысль о том , что исторические события имеют ц енность сами по себе в той мере , в которой они определены волей Бога . Яхве является Богом иудейского народа , который постоянно вмеш ивается в историю и раскрывает свою волю при помощ и событий , а не божество , периодически

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=