Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 66 возрождающ ее все бытие . Любое проявление Яхве в истории привязано к какому - нибудь предш ествующ ему проявлению . Все деяния Яхве , таким образом , - это его личные , сугубо конкретные и уникальные , деяния в истории : все они раскрывают свой сокровенный смысл только его народу , народу , избранному самим Яхве [10, 304-305]. Таким образом , следует констатировать тот факт , что иудейская эсхатология сформировалась в самом Израиле , который как раз осущ ествлял свой исторический путь в конкретных обстоятельствах и переживал те или иные конкретные исторические события . В связи с этими событиями , среди которых можно указать , например , Вавилонское пленение , разруш ение Храма и т . д . формировались эсхатологические представления . Известно , что вся история иудеев полна их ожесточенной борьбой за независимость , величайш ими бедствиями , несчастьями и тяготами , которые они переживали . Эти - то испытания и породили среди иудеев страстные ожидания скорейш его исполнения дарованных им со стороны Бога обетований , заставили строить всевозможные предположения о времени исполнения этих обетований , наступления грядущ его ц арства их величия и спасения . Действительно , многочисленные иудейские пророчества сводятся к тому , что за великие грехи Бог подвергает народ великим испытаниям . Но когда люди всем сердц ем обратятся к Богу , Он простит их , соберет на земле обетованной и наградит их . Разумеется , все враги Израиля будут уничтожены . Можно сказать , что к эсхатологическим представлениям вело развитие ветхозаветных надежд на будущ ее . Иудейская эсхатология находится в тесной связи со спасением , более того , она родилась под знаком веры в спасение , в грядущ ую полноту бытия , к которой Творец ведет человека и все мироздание . Хотя Бог открывает Себя в истории , смысл бытия лежит за ее пределами , там , где исторический проц есс заверш ается осущ ествлением высш ей ц ели Творц а . Эсхатологическое Откровение давалось в прообразах спасения ветхозаветной Ц еркви от врагов , а впервые тайна всеобщ его преображения мира была открыта пророкам - писателям , которые возвестили о грядущ ем Богоявлении ( Дне Господнем ). В этом развитии появляются такие эсхатологические темы как понятие о Страш ном суде и спасении , о Дне Господнем и о спасаемом остатке , о новом исходе , новом даровании земли , Ц арствии Божием , новом небе , новой земле и , наконец , о воскресении . Основное убеждение иудейской эсхатологии можно описать следующ им образом : ц елью путей Божиих является установление Его полного и окончательного Ц арствия . Однако , в соответствии с любовью и правдой Бога их эсхатология была двуединой , являясь одновременно и судом , и спасением . На это обращ ал свое внимание исследователь иудаизма М . Мосс , который предлагает в рамках данной религии выделять два типа эсхатологии . Первая представляет собой « эсхатологию несчастья и разруш ения »

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=