Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012
Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 70 блаженство . В противном случае она обрекалась на множество мучений . Практически та же идея прослеживается и в христианстве . В се м ир ны й у р ове нь э сх а т ол огии делает акц ент на конечной ц ели космоса , истории и конц е мира в ц елом . В рамках христианского мировоззрения этот период очерчен вторым приш ествием Иисуса Христа , Страш ным судом , воскресением мертвых и наступлением Ц арства Божия . Особая роль в становлении этого уровня эсхатологии принадлежит иудаизму , который первый сосредоточил внимание на мистическом осмыслении истории , понимаемой как проц есс , направляемый волей единого Бога : руководимая Богом история должна преодолеть себя саму в приходе « грядущ его мира ». Однако , особое значение имеет взаимосвязь индивидуального уровня эсхатологии , отражающ им посмертное сущ ествование отдельной человеческой личности с всемирным , повествующ им о конечной судьбе мира и человечества вообщ е . Индивидуальный уровень эсхатологии находится вне разрывной связи с всемирным , в основе которой лежит гегелевская триада « единичное - общ ее - особенное ». Над индивидуальным уровнем эсхатологии « властвует » всемирный , который безжалостно « заставляет » последовательно гибнуть каждую человеческую личность как единичное и преходящ ее во имя сохранения общ его , мира , Вселенной в ц елом как чего - то устойчивого : единичное умирает , но род живет . Вселенная внутренне привязана к конкретной человеческой личности , потому что в силу дискретности мира она не сущ ествует и не дана иначе , как через человека . Диалектика заключается не в том , что одно сущ ествует и другое сущ ествует , и они как - то между собой взаимодействуют , а в том , что нечто сущ ествует и проявляет себя как сущ ествующ ее ( тем или иным способом ) в силу материального единства мира . Поэтому Вселенная сущ ествует не отдельно , а как закон рождения и жизни конкретной человеческой личности . Она содержит в себе закономерность протекания проц ессов в любом единичном явлении данного класса . Действие закономерности , анонимная власть мира выражается только в человеке и через человека . Промежуточным звеном , которое не только связывает единичное и общ ее , но ещ е и является объединяющ им их началом , является особенное . В наш ем случае , в качестве этой категории выступают эсхатологические представления конкретной религии , которые не только снимают противоположность человека и мира , но и выражают общ ее в его реальном , единичном воплощ ении , а единичное – в его единстве с общ им . Таким образом , индивидуальный уровень эсхатологии невозможен без всемирного . В то же время всемирный уровень эсхатологии невозможен без индивидуального , который служит его предпосылкой и субстратом , а связующ им звеном выступают эсхатологические представления той или иной религии . В этой связи особо заслуживает внимания точка зрения русского философа Н . А . Бердяева , который ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=