Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 71 называя эти два уровня эсхатологии индивидуально - личной и универсально - исторической перспективами , считает , что , несмотря на то , что они взаимосвязаны , все же их согласование затруднено вследствие парадокса времени : « С одной стороны , утверждается индивидуальное разреш ение личной судьбы после смерти человека . С другой стороны , ждется разреш ение судьбы всего мира и человечества в конц е времен , в конц е истории . Между двумя перспективами образуется пустое время . Моя вечная судьба не может быть изолирована , она связана с судьбой истории , судьбой мира и человечества . Мировая , всечеловеческая судьба есть и моя судьба , и наоборот , мировая всечеловеческая судьба не может быть разреш ена без меня » [14, 550-551]. Индивидуальный уровень эсхатологии невозможно проследить в рамках мифологии , он растворяется в вечном круговороте , что находит свое выражение в идее переселении душ и ( буддизм , пифагореизм и т . д .). Этот непрерывный ц икл переселений не предполагает какое - либо окончательное реш ение ее судьбы , душ а может прорвать порочный круг перерождений , лиш ь угасив саму себя . Исключение представляет лиш ь египетская мифология , которая сыграла важную роль в становлении индивидуального уровня эсхатологии , акц ентирующ его внимание на загробной жизни отдельного человека и включающ ей представления о немедленном посмертном суде и воздаянии . В рамках мифологии невозможно проследить и всемирный уровень эсхатологии по причине отсутствия конечной ц ели космического проц есса . Хотя космический проц есс делится на ряд периодов больш ой протяженности , в результате все возвращ ается в исходное состояние , при чем , каждый очередной ц икл идет по пути деградац ии : от « золотого века » к упадку . В ходе такого рассмотрения мифологический тип эсхатологии предстает как особый тип представлений о гибели мира , подчиненный бесконечному круговороту . Особенностью данного типа эсхатологии является обострение ожиданий конц а мира в кризисные эпохи , но за этой гибелью предвидится новый виток бесконечного сущ ествования . Индивидуальный и всемирный уровни эсхатологии возможны только в рамках исторического типа представлений о конечном сущ ествовании мира и человечества , т . к . линейная направленность исторического проц есса способствует содержательному реш ению личных и вселенских судеб в абсолютной перспективе , что особо наглядно можно проследить в христианской религии . Лит е р а т у р а 1. Ясперс К . Смысл и назначение истории . М .: Республика , 1994. 527 с . 2. Уорсли П . Когда вострубит труба : Исследование культов Карго в Меланезии . М .: Изд - во иностр . лит ., 1963. 358 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=