Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 90 употребление опьяняющ их вещ еств , наркотиков ) и внеш него уподобления какому - нибудь зверю ( подражание его повадкам , надевание ш куры , использование в качестве украш ений клыков и когтей и т . д .). Такие « воины - звери » терроризировали противника . В сражении они становились неутомимыми , бесчувственными и неуязвимыми , к примеру , берсерк мог сражаться и с отрубленной рукой . Берсерки атаковали с криком и воем , бросив оборонительное вооружение . Один вид « воинов - зверей » наводил ужас на врага . Беш енство берсерка считалось божественным даром . Путь к нему пролегал через иниц иац ию , во время которой соверш алась ритуальная и духовная подготовка к принятию дара . Престиж берсерков был высок , поскольку они были призваны защ ищ ать своих соплеменников в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств . Но , с другой стороны , поведение берсерков было асоц иальным . В отличие от других воинов , они не чередовали занятия сельским хозяйством с войной . Война была их единственным промыслом . Ни у кого из них не было ни дома , ни поля . Куда они приходили , там и кормились . Они были расточителями чужого достояния . Кроме того , воин - зверь находился на положении больного и несчастного , подверженного приступам неконтролируемого беш енства , которое могло обруш иваться и на окружающ их . До возникновения задатков соц иума берсеркам было позволено во имя общ его блага вести подобный образ жизни . Но позднее опасных соседей стали изгонять за пределы гражданского общ ества . Как полагают , отнош ение к ним изменилось под воздействием двух факторов : с одной стороны укрепление ц ентрализованной власти , для которой сохранение автономных воинских групп стало опасным и , с другой , сказалось влияние христианства , учивш ее видеть в берсерках не только асоц иальный элемент , но и людей , одержимых бесовскими силами . По - видимому , подобные воины сущ ествовали и в древней Японии и играли важную роль в жизни местного общ ества . Однако к моменту появления первых известных нам письменных памятников они , вероятно , уже превратились в маргинальное явление , хотя рудименты берсеркской традиц ии ещ е обнаруживаются в довольно больш ом количестве . Например , в « Нихон секи » имеются упоминания воинской корпорац ии Саэки - бэ , которая формировалась из воинов племен хаято и эмиси . В рассказе о происхождении провинц иальных Саэкибэ мы снова видим наруш ение всех обычаев и буйство , с типично берсеркским звериным окрасом : « Тамош ние эмиси , служивш ие при храме бога , днем и ночью затевали ш умные ссоры , входили и выходили , совсем не соблюдая ритуальных правил » [1]. « Эти эмиси не должны приближаться к храму , тогда их собрали при дворе . Поселиться им было назначено у горы Миморо . И времени не прош ло , а они стали срубать деревья на горе божества , ш умели на всю округу , обижали народ …» Государь , узнав об

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=