Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 91 этом , дал повеление вельможам : « У этих эмиси ... сердц а изначально грубы ( в тексте для записи слова , которое переведено здесь как « грубы », использован иероглиф « дзю » - « зверь », « животное »), и во внутренней стране с ними уживаться трудно . Поэтому поселите их , в согласии с их желанием , в удаленных от столиц ы землях » [1] Таким образом эмиси являлись предками нынеш них Саэки - бэ в пяти провинц иях - Харима , Сану - ки , Исэ , Ига и Два ». Авторы одного из отечественных учебников « История Японии » упоминают о лае Саэки - бэ : « Охранные » функц ии столичных Саэки - бэ сводились к лаю по - собачьи для отпугивания « злых духов », что практиковалось под Новый год в дворц овых покоях и при выездах ц аря : лаялыщ ики бежали впереди , по бокам и сзади паланкина , в котором восседал ц арь , и при пересечении дорог , въезде в лес и преодолении водных преград « отгоняли » злых духов заливистым лаем ». Но нам здесь видится не просто странный обычай , а ещ е одно проявление все того же воинского беш енства . Об аналогичном обычае у древних германц ев пиш ет М . Элиаде : « В германском братстве Вютенде Неер или в сходных ритуальных организац иях лай собак ( волков ) является частью неописуемого ш ума , в котором смеш аны самые несовместимые звуки . Эти ш умы играют важную ритуальную роль : они готовят буйное исступление ( экстаз ) членов мужского союза » [1]. Следы сущ ествования берсеркской традиц ии у древних японц ев проступают даже в одном из названий воинов , которое встречается в нарских и хэйанских источниках : « моса ». Это слово записывается иероглифами « мо / такэ / такэки / такэру » - « храбрый », « бесстраш ный », « свирепый », « лютый », « свирепеть »,« быть свирепым », « приходить в ярость » и « ся / са / моно » - « человек ». Американский исследователь самурайства У . Фаррис , как нам представляется , вполне адекватно переводит « моса » - « свирепый », « неистовый », « беш еный ». Отмирание берсеркской традиц ии в Японии соверш илось по тем же причинам , что и у германц ев . Во - первых , сущ ествование таких могущ ественных воинов , почти неподдающ ихся контролю , представляло очевидную угрозу общ еству в ц елом и укреплявш ейся ц ентральной власти , в частности . Поэтому власть , видимо , стремилась удалить столь нежелательных людей из Ямато . Это отчетливо прослеживается в предании о Ямато - такэру , которого собственный отец старался отослать из ц ентра как можно быстрее и как можно дальш е . Причем , согласно « Нихон секи », сам Ямато - та - кэру хорош о понимал , чем были продиктованы приказы Кэй - ко . В частности , он говорит Яматохимэ - но микото « Верно , государь желает , чтобы я умер , велит он мне во что бы то ни стало разгромить дурных людей западной стороны . Только я вернулся и явился к нему , а он не дал и времени пройти - воинов со мной не отрядил , но велит немедля усмирить дурных людей на двенадц ати дорогах восточной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=