Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 17 Тел .: 8-910-915-14-50, e-mail: strelzow2010@yandex.ru Р У С С К А Я Ф ИЛ О С О Ф ИЯ К А К ТЕ О Р Е ТИЧ Е С К ИЙ ИС ТО Ч Н ИК П А ТР ИО ТИЧ Е С К ИХ ИД Е Й Р О С С ИЙ С К О Г О О Б Щ Е С ТВ А В ст ат ье рассм ат риваю т ся про б л е м ы о пре д е л е н ия ру сско й ф ил о со ф ии как сам о ст о я т е л ьн о й ш ко л ы в м иро во й ф ил о со ф ско й ку л ьт у ре , е е о со б е н н о ст и и з н ач е н ие в ф о рм иро ван ии пат рио т ич е ско г о сам о со з н ан ия ст ран ы . Кл ю ч е вы е сл о ва : ф ил о со ф ия и ф ил о со ф ско е о б раз о ван ие , ф ил о со ф ские ш ко л ы , ру сская ф ил о со ф ия , ид е и пат рио т из м а в ру сско й ф ил о со ф ии . Современное положение России требует нового патриотизма , и не столько потому , что Россия возрождается , и не потому , что мы устали от безрезультатного стремления занять ( через прорубленное Петром окно ), свое место в Европе , а потому , что сегодня складывается такое положение в мире , что при дальнейш им усилении дихотомии ( разделения ) российского общ ества , может случиться так , что Россия уже « больш е не будет Россией ». На повестку дня выходит проблема патриотизма – любви к Родине , сохранения ее целостности и единства . Одним из источников российского патриотизма , его духовной программой , исконно выступает русская философия . Философское образование и формирование философской культуры общ ества на разных этапах развития российского общ ества имело свои задачи . Эти задачи зависели от тех целей , которые ставили перед собой господствующ ие классы общ ества , от тех приоритетных идей , которые руководящ ие слои распространяли в общ ественном сознании . Если посмотреть на обозримую историю , новейш ую историю наш ей страны , то в ней более всего вырисовываются идеи « выживания », ( до сих пор не понятно почему вдруг и по чьей вине мы оказались у какого - то края ), то идеи всемерного заимствования у западных инвесторов , поиска протянутой нам руки помощ и в налаживании демократии и культуры , ( но какой культуры , если не западной ?). Сегодня вряд ли мы можем найти в этом обозримом времени ярко выраженные идеи патриотизма . В многочисленных учебных пособиях и учебниках философии предлагаются различные функции философии , перечисление их займет много места и времени , но нет там патриотической функции философии . Это непонятно и совсем неправильно , ведь по больш ому счету философия всегда являлась учебником жизни ! Приведем очень интересный пример оправдания отказа от патриотической функции философии . Логика такова . Патриотизм – это всегда обращ ение к истории , к памятникам старины , к былому и прош едш ему , а философия есть рождение нового , « раскрепощ ение » мысли . Философ должен применить свой разум свободно и оригинально , а не рабски подражательно [11,16]. Все правильно сказано , но не по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=