Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 21 методологическое содержание заложено в понятии « философская ш кола »? И можно ли говорить о русской философии как самостоятельной философской ш коле ? Из имеющ егося материала по философским ш колам в философской культуре общ ества можно сказать , что чащ е всего философские ш колы получают название по географическому признаку . К перечисленным примерам добавим ещ е « фрайбургская ш кола », от города Фрайбург в Германии , Б аденская ш кола – там же . Однако география , пожалуй , не является главным системообразующ им признаком ш колы . Основным стержнем создания ш колы , конечно , выступает единство методологических принципов философий тех или иных авторов . Понятие « принцип » в применении при определении философской ш колы имеет достаточно ш ирокий спектр значений . С наш ей точки зрения , принцип как методологическое единство ш колы имеет несколько вариантов употреблений . Это может быть исходная позиция авторов в каком - либо философском вопросе . Весьма успеш ным примером здесь можно привести позитивизм , рождение которого связано с неудовлетворенностью методами общ ественных наук в исследовании общ ества . Эта неудовлетворенность привела к появлению многих позитивистских концепций , но они объединены в общ ую « ш колу позитивизма ». Сам позитивизм сегодня имеет , по крайней мере , три направления , не говоря уже о постпозитивизме . Итак , методологическая исходная позиция авторов может быть основой для образования философской ш колы . Однако основным ш колообразующ им принципом в философии выступает единство методологических приемов философских систем разных авторов . Они могут различаться по национальному , географическому и иным признакам , но они должны быть едины в методологии . Общ ность и единство здесь необходимы . Отступление от них ведет к « изгнанию », исключению из числа единомыш ленников ш колы . Такие совпадения в методологии философских исследований русских философов мы находим . Они создают отличие и особенности русской философии как самостоятельной философской ш колы . С наш ей точки зрения , изучение философии в любой стране ставит перед исследователем задачу определения специфических черт той или иной национальной ш колы в рамках мировой философии . Понимание специфики и значения русской традиции в рамках мирового философского процесса в значительной степени связано с пониманием серьезных различий между формами западного и русского философствования . Специфическими чертами русской философии являются ее основные положения , отличающ ие , ее от других философских ш кол , своеобразные , неповторимые приемы и способы философствования , то , что мы можем назвать ее национальными традициями . По мнению некоторых авторов , русская философская мысль является сущ ностным выражением

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=