Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 23 Школа русской философии онтологически связана с религией . Связующ им звеном всех элементов онтологии является вера . « Религия , говоря вообщ е и отвлеченно , есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточением всего сущ его » [15,6]. В религии Вл . Соловьева интересует не minimum , а maximum положительного содержания . Он пытается найти то общ ее в религии , без каких бы то ни было частностей гносеологического и психологического способа исследования . Особенности русской философии как самостоятельной ш колы мирового философского процесса имеют гносеологические корни и традиции . Право на гносеологическое обоснование русской философии подчеркивает В . А . Кувакин : « В своем гносеологическом аспекте она ( русская философия ) предстает как познание , отражение и переживание русским философским сознанием вечных философских тем , так же как и глубинных метафизических и историософских тем самой России в ее отнош ении к себе и к миру » [8,111]. Гносеологическую оригинальность русской философии раскрывает С . Л . Франк в « Русском мировоззрении ». С самых своих истоков русская философия по - своему ставила вопрос о познании мира . « Иван Киреевский вводит в философскую литературу понятие « живознания » как единственный основы истинного , полного познания . … Он требует положить это « живознание » в основу как всего индивидуального мировоззрения и образа жизни , так и общ ественного строя и на этом требовании обосновывает свой идеал целостной жизни – в противоположность расщ епленности и окостенению , господствующ им на З ападе » [17,477]. Похожий подход мы находим в гносеологии славянофилов : А . С . Хомякова , Ю . Ф . Самарина , у Вл . Соловьева в « Критике отвлеченных начал » и Павла Флоренского в « У водораздела знаний », « Столп и утверждение Истины ». Эту особенность гносеологии русской философии теоретически объясняет Франк через сравнение с западной философией , в которой проведение опыта означает получение чисто внеш него знания , для того , чтобы « узнать », надо натолкнуться на что - то внеш нее . Логическая очевидность дает нам внеш нюю сторону истины , которая « всегда остается неадекватной полной и конкретной истине » [17,477]. Для русского истина , в конечном счете , дается только « посредством внутреннего осознания и сопереживания , постичь что - либо внутренне и обладать этим во всей полноте его жизненных проявлений » [17,476]. В русской философии гносеология становится частью онтологии , для того , чтобы что - то познать , необходимо уже « быть ». Таким образом , русскому духу свойственен путь не от «cogito» к «sum», а , наоборот , от «sum» к «cogito». В этом Франк видит самобытность русской теории познания , соверш енно неизвестной западной философии . Национальные традиции философии . Русская философии , как и философии вообщ е , выступают духовным фундаментом национально - патриотического духа народа , ибо говорят о богатстве этого духа , его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=