Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 28 идеи ( Русской идеи ). В полемике с Н . Н . Страховым Вл . Соловьев подчеркивает свои принципы русского патриотизма . Он не согласен с примером национальной идеи англичанина , который гордится тем , что его страна великая колониальная держава , с просветительским экспансионизмом немцев , приходящ их в другие страны как учители , но на самом деле как их покорители . Русская идея прежде всего исходит из независимого и свободного развития России . « Народность есть самый важный фактор природно - человеческой жизни , и развитие национального самосознания есть великий успех в истории человечества » [14,518]. Это национальное самосознание ничего общ его не имеет с национальным эгоизмом , в котором народность превращ ается из положительной силы в болезненное и опасное для высш их человеческих интересов и ведущ ее к упадку общ ественное явление . Сущ ествование национальной самобытности России не подлежит сомнению . Истинный дух русской народности , определяемый высш им нравственным началом , должен быть гарантирован государством [14,518]. Гуманность – вот наш е предназначение и мы должны принести покаяние за наш и грехи перед всемирной историей . Но сделать этого мы не хотим . Отсюда и наш и проблемы . Ч то и как делать , Соловьев не предлагает , это должно реш иться из народной жизни и практики естественно , а значит постепенно и свободно . Русский патриотизм надо рассматривать не только как программу современного действия и поведения , но он всегда направлен в будущ ее . Этот аспект оригинально прописан у К . Н . Леонтьева . Прежде всего , « передовое человечество должно будет неизбежно впасть в глубокое разочарование », так писал К . Н . Леонтьев в конце Х I Х века . Ч ерез сто лет после смерти философа , на рубеже столетий и тысячелетий человечество действительно переживает особое напряжение отнош ений . Мы на перепутье и это серьезно . Не облегчает положение наука , она не дает действенных способов выхода из кризиса . К . Леонтьев предвидел будущ ее бессилие науки , несмотря на обилие ее научных изысканий . Не такое ли состояние сегодня ? Одна концепция противоречит другой , и все , по - своему правы , но нет правильного реш ения . Как это часто бывает в общ естве , при недостатке знаний обращ аются к вере . Леонтьев поступает также . По его мнению , теоретический триумф науки приведет ее к мужественному покаянию и смирению « перед мужеством и правотою сердечной мистики и веры ». Пессимистические предсказания К . Леонтьева обращ ены прямо к России . Мы стоим « у какого - то страш ного предела . ... Русское общ ество , и без того довольно эгалитарное по привычкам , помчится ещ е быстрее всякого другого по смертному пути всесмеш ения » [9,291]. Выход человечества из кризиса может быть найден , по Константину Леонтьеву ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=