Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 41 менее суровыми были экзамены на « аттестат зрелости ». Они всесторонне выявляли требуемый уровень духовного развития и собственно профессиональной подготовки . Вот некоторые примеры приемных испытаний в китайских и японских ш колах боевых искусств . Прежде всего , для того , чтобы попасть в обучение к мастеру , нужна была рекомендация одного из его старш их учеников , который уже успел составить представление о характере претендента . Он же сообщ ал день и час прибытия к жилищ у учителя ( обычно до восхода солнца ). Придя в назначенный срок , претендент обнаруживал , что таких , как он , много . Все они должны были терпеливо ждать , пока мастер их примет . В ожидании проходили дни , а то и недели . Старш ие ученики всячески тянули время , вежливо ссылаясь на то , что учитель очень занят или участвует в церемонии . С помощ ью хитрых уловок , но внеш не непреднамеренно они могли облить ожидающ их водой или забрызгать грязью . Тех , кто обнаруживал признаки нетерпения , нервозности , гнева , вступал в конфликт с другими претендентами , реш ительно прогоняли и сообщ али об этом мастеру . Оставш иеся допускались к учителю , но так же могли быть изгнанными за малейш ие проявления невежливости и неуважения . Долгое время уже в доме учителя им не разреш али посещ ать занятия . Вместо этого претендентам предлагали выполнять тяжелую и грязную работу , постоянно придираясь и всячески провоцируя на несдержанность , стараясь вывести их из терпения . Тех , у кого его не хватало , немедленно прогоняли . Множество испытаний состояло в проверке честности изъявивш их готовность вступить на путь боевого искусства . В одних случаях , например , претендентам давали четки , а через некоторое время просили их вернуть и нарочно обвиняли в том , что они возвратили не все , что получили . Суждения выносили по ответам и по поведению . В других случаях претендентам давали определенную сумму денег , а когда они ее полностью возвращ али , то им нарочно говорили , что они возвращ ают больш е денег , и предлагали забрать « остаток ». Тех , кто с этим соглаш ался , исключали из числа достойных претендентов . От будущ их бойцов требовалась также самозабвенная преданность избранному делу , искусству . С этой целью их , например , ставили в очень неудобную стойку в самое жаркое время дня , зажигали курительную палочку , которая горела очень долго , и требовали сохранять все это время ту же позицию . Выстоять в столь неудобном положении в обычном умонастроении и состоянии ( тем более без подготовки ) было невозможно даже несколько минут . Это было под силу только тем , кто проявлял « искреннее » желание преодолеть себя , полностью погружался и « присутствовал » всем своим сущ еством в том , что делал . Фактически здесь проверялась способность претендента непроизвольно отключать рефлексирующ ее сознание и входить в особое трансовое состояние , в котором только и возможно было выдержать подобную

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=