Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 43 Подлинное предназначение ш колы , напротив , состояло в воспитании новых мастеров , способных не только усвоить достигнутое предш ественни - ками , но ш агнуть ещ е дальш е в неизведанные просторы искусства . Став мас - тером , ученик мог отправиться странствовать , продолжать обучение у других мастеров в других ш колах , синтезировать различные стили борьбы , создавать свой стиль и свою ш колу . Тем не менее , первый учитель ( как духовный отец , наставник ), как правило , оставался другом на всю жизнь и пользовался особым уважением . Таким образом , внеш няя жесткость организации ш кол боевых искусств сочеталась не только с больш ой гибкостью самого процесса обучения , но и со значительной свободой адаптации воспитанников в условиях естественного соревнования между ш колами . Последнее обогащ ало содержание традиции и служило источником энергии для ее непрерывного развития . Нам приходилось уже останавливаться на парадоксальной гибкости культуры « традиционалистского » типа . Эта парадоксальность в наш ем сто - летии проявилась особенно ярко ещ е в одном отнош ении . Средневековые ш колы боевых искусств Востока принято считать элитарными профессио - нальными объединениями . Это действительно так . И отбор учеников , и тяго - ты их обучения , и итоговые испытания были направлены на то , чтобы судьба традиции находилась только в самых надежных руках , чтобы сокровенные знания становились достоянием только призванных и посвящ енных . Тем не менее , ш кол боевых искусств в культуре дальневосточного региона было множество , и столь же велико было разнообразие стилей и методов обучения . В результате боевые искусства превратились в могучую культурную традицию , став всеобщ им достоянием . И , может быть , именно в силу этих причин современная тенденция к возрождению культурного наследия Востока , противостоящ ая экспансии западного образа жизни и ценностям западной цивилизации , выражается в ощ утимых результатах . Одним из великих реформаторов в области восточных единоборств , в частности традиционного каратэ , был Гитин Фунакоси ( ш и ) [2] ( координально изменил основные приемы каратэ , терминологию ; внедрил данный восточного единоборства в систему образования ; занимался попуполяризацией каратэ во всем мире ). Вторым после Фунакош и реформатором современного каратэ , был Масутацу Ояма , благодаря которому каратэ был возвращ ен статус искусства Б удо . Известная эзотеричность самой концепции Кёкусин Б удо каратэ ( она может быть понята лиш ь в контексте традиционной культуры Востока , ее философии , мировосприятия ) достаточно естественно сочетается с ш ироким демократическим , интернациональным характером всего движения . И в то же время культивирование спортивного единоборства в масш табе междуна - родной организации с ее чисто западным размахом и коммерческой основой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=