Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 109 УДК 159.923.2-057.875 И . В . Кондратенко ( Тирасполь , ПГУ им . Т . Г . Шевченко ) , В . Ю . Могилевская ( Тирасполь , ПГУ им . Т . Г . Шевченко ). e-mail: victoriya14025@mail.ru , ikondratenko@mail.ru ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В статье приводится теоретический обзор понятия ценностных ориентаций . Рассматриваются результаты эмпирического изучения особенности ценностных ориентаций студентов Приднестровья и Украины . Описываются и анализируются сходства и различия в ценностных ориентациях студентов Приднестровья и Украины . Ключевые слова : студенты , межкультурные исследования , ценностные ориентации , нормативные идеалы , индивидуальные приоритеты . На современном этапе развития общества наблюдается тенденция активизации взаимодействия и связей различного уровня между носителями разных культур , имеющих разные ценностные ориентации , убеждения и вероисповедания . Поэтому , именно на почве культурных различий часто возникают разного рода противоречия , недопонимания , напряжения и конфликты . Система ценностных ориентаций личности развивается в конкретных социо - культурных условиях и отражают ценностные ориентации того или иного общества . Очевидно , что общественные ценностные ориентации оказывают серьезное влияние на индивидуальные ценностные ориентации , транслируя на них историко - культурную специфику . Возможно , разрешению этих противоречий и налаживанию позитивного , конструктивного общения и взаимодействия между представителями разных культур , могут помочь сравнительные межкультурные , или кросс - культурные исследования ценностных ориентаций , как наиболее важного , « ядерного » образования личности . В сравнительных межкультурных исследованиях ценностных ориентаций психологи применяют разнообразные методы . Проблема выбора метода исследования ценностных ориентаций представителей разных культур очень сложна и интересна . С одной стороны , исследование ценностных ориентаций сопряжено со многими проблемами . С другой стороны , дополнительные сложности в формировании подхода прибавляет специфика межкультурных исследований [3]. Категория « ценностей » вошла в научную проблематику во второй половине XIX века и первоначально исследовалась в работах Р . Г . Лотце , Г . Риккерта , М . Вебера . Ценность , по М . Веберу , - это форма человеческого мышления , а также соотношение , соотнесенность человека с миром вещей , людей и духовных явлений . Позднее категорию ценностей развивал и описывал представитель французской социологической школы Э . Дюркгейм , введя понятие « аномии ». В американской научной школе проблема ценностей и ценностных ориентаций активно изучалась в работах В . Томаса и Ф . Знанецкого , Э . Фэриса и Дж . Г . Мида , Т . Парсонса , У . Л . Колба , В . Франкла , А . Маслоу и др . В западноевропейской науке проблема ценностей и ценностных ориентаций развивалась в исследованиях таких авторов , как Р . Инглехарт , Х . Клагес , Е . Олдемейер , М . Рокич , Б . Шледер и др . Исследования в области ценностных ориентаций проводились многими видными отечественными учеными . Среди них наибольший вклад внесли С . Л . Рубинштейн , А . Н . Леонтьева , Б . Г . Ананьев , Д . Н . Узнадзе , Л . И . Божович ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=