Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 110 А . Н . Леонтьев , А . Здравосмыслов , Ф . Е . Василюк , В . А . Ядов , Б . Ф . Ломов , В . Г . Алексеева , А . Г . Асмолов , Б . И . Додонов , Е . И . Головаха , Л . И . Анцыферова и др . Американский психолог гуманист А . Маслоу приравнивает ценности к потребностям , при этом свойства конституции индивида , его способности , определяют его ценности . Способности же в свою очередь , требуют того , чтобы их использовали , таким образом , способности , по сути , представляют собой потребности , и являются изначальными ценностями . Главной ценностью человек считает ту потребность из иерархии потребностей , желание удовлетворить которую наиболее сильно в данное время . Следовательно , ценности можно трактовать как ключевые жизненные ориентиры , определяющие способ и характер деятельности . В тоже время , ценностные ориентации суть понятие , выражающее то или иное отношение индивида к различным объектам и явлениям . Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к себе , к другим людям , к окружающему миру , основу мировоззрения и мотивации жизненной активности . Психолог - экзистенциналист В . Франкл представляет ценности как смысловые универсалии , возникающие в результате обобщения типичных ситуаций , с которыми обществу приходилось сталкиваться в истории . Это позволяет обобщить возможные пути , посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной [9]. В отечественной психологии , аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности . По мнению Б . Ф . Ломова , несмотря на различие трактовок понятия « личность », во всех отечественных подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность , по - разному раскрываемая в работах С . Л . Рубинштейна , А . Н . Леонтьева , Б . Г . Ананьева , Д . Н . Узнадзе , Л . И . Божович и других классиков отечественной психологии . В их работах ценностные ориентации выступают как системообразующее свойство личности , определяющее весь ее психический склад . Так , согласно А . Н . Леонтьеву , ценностные ориентации это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека , а сливает его жизнь с жизнью людей , их благом , такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования , которая составляет смысл жизни [6]. По словам Е . И . Головахи , предметы потребностей , будучи осознанными личностью , становятся ее ведущими жизненными ценностями [2]. Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности . Б . Ф . Ломов определяет направленность как отношение того , что личность получает и берет от общества ( имеются в виду и материальные , и духовные ценности ), к тому , что она ему дает , вносит в его развитие . По мнению автора , в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности . Б . Ф . Ломов подчеркивает , что ценностные ориентации , как и любую психологическую систему , можно представить как многомерное динамическое пространство , каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса [7]. Подчеркивая психологический характер ценностей как объекта направленности личности , В . П . Тугаринов использует понятие « ценностные ориентации », определяемые им как направленность личности на те , или иные ценности . По мнению С . Л . Рубинштейна в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей . В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого [8].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=