Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 120 подхода к саморегуляции и самоорганизации личности [3]. В ходе занятий с помощью метода виртуальной субъектности каждый студент создавал индивидуальный для себя алгоритм разрешения жизненно важных проблем . Экспериментальным путем было установлено , что прохождение студентами курса « Жизненная навигация » приводит к порождению его как субъекта , способного организовывать свою деятельность по достижению намеченных целей , разрешению проблем и задач в контексте профессиональной деятельности и личной жизни . Тестирование студентов , вошедших в состав контрольных и экспериментальных групп , проводилось до начала занятий по курсу « Жизненная навигация » и после их завершения . В батарею использованных в первом и втором замерах тестовых методик были включены : - методика Маддукс - Шеер для оценки уровня самоэффективности личности ; - тест Д . А . Леонтьева для определения смысложизненных ориентаций ( СЖО ); - бланковая методика оперативной оценки самочувствия , активности и настроения ( САН ); - эмоциональный тест Фордайса для оценки уровня субъективного благополучия . Наиболее существенные статистически значимые отличия между тестированием до и после занятий были обнаружены в экспериментальной группе по таким шкалам , как : - самоэффективность в сфере предметной деятельности ( методика Маддукс - Шеер ); - осмысленность жизни ( СЖО ); - настроение , самочувствие ( САН ). В эмоциональном тесте Фордайса наибольший статистически значимый рост суммарного балла был выявлен в ответах на вопросы : « В среднем я чувствую себя счастливым » и « Какую часть времени ( в среднем ) Вы проводите на подъеме ». Полученные результаты наглядно демонстрируют существенное влияние занятий по жизненной навигации на развитие тех личностных качеств , которые входят в число основных показателей субъектного потенциала человека . В пользу нашего утверждения свидетельствуют и результаты контент - анализа письменного сочинения на тему : « Как я разрешаю свои проблемы ». Количественно - качественный анализ материалов сочинений позволяет констатировать , что студенты экспериментальной группы , в отличие от студентов контрольной группы , стали лучше понимать себя , появилось умение решать свои проблемы , организовывать свою деятельность по достижению намеченных целей , решению проблем и задач в контексте профессиональной деятельности и личной жизни , способны выстраивать стратегии выхода из сложившейся проблемы . Таким образом , совершенствование у студентов навыков разрешения жизненно важных проблем как важного элемента непрерывного профессионального образования возможно в условиях учебно - воспитательного процесса вуза посредством специальной развивающей программы . Литература 1. Белкина В . Н ., Сергеева Г . В . Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник . 2011. № 1. Т . II . С . 159-162. 2. Клочко В . Е . Самоорганизация в психологических системах : проблемы становления ментального пространства личности ( введение в трансспективный анализ ). Томск : Изд - во Томск . ун - та , 2005. 174 с . 3. Огнев А . С . Жизненная навигация . М .: Изд - во МГГУ им . М . А Шолохова , 2009. 165 с . 4. Огнев А . С . Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности : монография . М .: Изд - во МГГУ им . М . А Шолохова , 2010. 188 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=