Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 122 УДК 37.015.3 Т . В . Губарева ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел .: (4872) 35-21-61, e-mail: teacher_psi@mail.ru РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ В статье предложено авторское определение информационной компетентности ( ИК ) будущих практических психологов , выделены уровни и этапы ее формирования , обоснованы критерии оценки . Представлена программа развития ИК , которая проходит апробацию в процессе профессиональной подготовки будущих практических психологов в педагогическом вузе , показывающая позитивную динамику развития всех компонентов ИК . Ключевые слова : информационная компетентность , практический психолог , уровень сформированности ИК , компоненты ИК , критерии оценки ИК , этапы формирования ИК . Новые ориентиры и условия , сформировавшиеся в российской системе образования , необходимость повышения конкурентоспособности отечественного профессионального образования , изменившиеся требования к уровню подготовки специалистов требуют более глубокого и анализа проблемы развития информационной компетентности будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе . Компьютерные знания устаревают каждые полтора года , при этом наблюдается устойчивая положительная динамика этого процесса . При сохранении традиционных образовательных технологий к окончанию обучения в высшем образовательном учреждении знания выпускника педагогического вуза будут в значительной мере неактуальными , что существенно снижает его конкурентоспособность на рынке труда . В соответствии с новыми условиями образовательный процесс в учреждении профессионального образования ориентирован компетентностной парадигмой на формирование и развитие определенного набора компетентностей , а цели высшего профессионального образования сводятся не к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности , а к развитию личности будущих практических психологов , повышению их информационной компетентности . Потребность общества в квалифицированных специалистах , владеющих средствами и методами комплексного использования информационных технологий , постоянно увеличивается и превращается в ведущий фактор в области профессиональной подготовки специалистов . В последние годы отчетливо прослеживается недостаточный уровень сформированности информационной компетентности выпускников – практических психологов к применению информационных технологий в образовательном процессе , а также профессиональной деятельности , особенно в условиях обучения в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования . Для многих студентов – будущих практических психологов характерны слабое владение современными информационными технологиями , недостаточная мотивация к использованию их в образовательном процессе и профессиональной деятельности . Все это затрудняет повышение уровня информационной компетентности будущего практического психолога в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе , рассматриваемое как вхождение студентов в новые для них условия обучения и социального взаимодействия , что в итоге сказывается на уровне профессиональной компетентности практического психолога .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=