Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 147 выросло на 3 % и 4,4 % соответственно . Таким образом , в выборке увеличилось количество респондентов , для которых характерна внутренняя согласованность и отсутствие внутренних конфликтов . Это позволяет им перейти из одной позиции « Я и общество » в другую « Я в обществе » и приводит к изменению смысла их социального развития , а также смене деятельностей , в частности коммуникативной на предметно - практическую . Сравнительный анализ данных на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике « Культурно - психологический потенциал О . И . Моткова » позволяет говорить о положительной динамике в выборке , которая выражается в увеличении количества испытуемых с минимальной разницей между силой и степенью реализации самопознания ( на I курсе – с 68 % и 67 % до 79,2 % и 74 % соответственно ; на II курсе – с 79 % и 61,4 % до 84,6 % и 77,4; на III – с 80,6 % и 71,6 % до 92,6 % и 75,6 %; на IV курсе – с 82,4 % и 71,8 % до 90,4 % и 77,8 %;; на V – с 66 % и 71,4 % до 69,9 % и 75 %). Это может свидетельствовать о мотивации к саморазвитию , которое характеризуется наличием целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения , гармонизирующих желания , эмоции , мысли и представления о себе , людях , окружающем мире , природе , отношения к ним , улучшающих весь наш образ жизни . А также к самореализации , которые включают в себя самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей , в результате которого начинают осознаваться свои жизненные предназначения , образуется и поддерживается конструктивное самоотношение , самооценка , реально помогающие жить , ставить осуществимые цели и задачи , направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло , быть самим собой . Сравнительный анализ данных на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике «« Шкала Адлера » исследование самооценки и определение уровня притязаний способом шкалирования ( авторы - Manaster G.J., Coresini R.J.) в переводе и адаптации Е . В . Сидоренко » позволяет говорить о положительной динамике в выборке , которая выражается в увеличении количества испытуемых с минимальной разницей между уровнем успешности на данный момент и желаемым уровнем успешности ( на I курсе – с 32 % до 21 %; на II курсе – с 31 % до 23 %; на III – с 32 % до 24 %; на IV курсе – с 28 % до 17 %; на V – с 16 % до 9 %). Это может свидетельствовать о положительной динамики процесса развития самопонимания в целом и о повышении уровня удовлетворенности собой студентами , в частности . С другой стороны , это может свидетельствовать и о повышении уровня когнитивного компонента самопонимания , который становится источником содержательного наполнения само - оценки . Эти результаты подтвердили ранее выдвинутую гипотезу о том , что развитие самопонимания у студентов - психологов будет проходить более успешно , если : в самопонимании студентов - психологов выделяются взаимосвязанные структурные компоненты : потребностно - мотивационный , когнитивный и эмоционально - волевой ; диагностика самопонимания ориентирована на его структурно - содержательные компоненты , состояние которых позволяет выделить уровни в развитии самопонимания у будущих психологов ; программа развития самопонимания включает реализацию следующих психологических условий : максимальное использование воспитывающего потенциала психологических дисциплин , изучаемых студентами - психологами ; активное включение будущих психологов в учебно - воспитательный процесс , ориентированный на развитие эмпатии , профессиональной рефлексии , толерантного отношения к окружающим . На основании этого можно сделать выводы о том , что проведенная работа по проблеме исследования позволила достигнуть цели и выявить сущность и значение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=