Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 154 отмечают , что в работе над изображением ребенок получает различные знания , уточняются и углубляются его представления об окружающем . Создавая изображения , ребенок осмысливает качества предметов , запоминает их характерные особенности и детали , овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать [5]. Проблема развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития в литературе освещена недостаточно широко , однако , можно предположить , что систематическое использование изобразительной деятельности в качестве средства развития творчества детей будет оказывать комплексное положительное воздействие на когнитивное , личностное и социальное развитие ребенка . С целью изучения роли изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами было проведено теоретическое и опытно - экспериментальное исследование данной проблемы . В качестве гипотезы было выдвинуто предположение , что развитие творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития будет осуществляться более эффективно , если : - обогатить содержание подгрупповых занятий заданиями и упражнениями по рисованию , направленными на поэтапное развитие творческого воображения с учетом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников с ЗПР ; - постепенно усложнять материал за счет перестраивания инструкции , предъявляемой ребенку ; - формировать операционные навыки , необходимые для создания образов воображения . Изучение и анализ исследований позволяют сделать выводы об особенностях воображения дошкольников с задержкой психического развития : - дети с ЗПР испытывают значительные трудности при овладении механизмами творческого воображения , качественно отличается процесс овладения средствами опосредования воображения ( вербальными , модельными и символическими ); - наиболее ярко выражена незрелость , и своеобразие развития воображения , проявляющиеся в игровой деятельности ( М . А . Егоровой , Л . В . Кузнецовой , Е . А . Медведевой , Е . С . Слепович , У . В . Ульенковой ); - знаково - символические средства в замещении используются стереотипно , скорее как замена , отмечаются слабость и кратковременность ситуационного замещения ( Е . С . Слепович ); - преобладание у дошкольников с задержкой психического развития такого свойства воображения как репродуктивность создает трудности в усвоении программного материала в дошкольном учреждении , тормозит развитие личностных качеств , затрудняет подготовку к школе и дальнейшее обучение . Процесс становления творческого воображения стал предметом изучения в исследованиях О . В . Боровик , О . П . Гаврилушкиной , Н . Д . Соколовой и др ., посвященных анализу специфики развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью . Они отмечают необходимость одновременного формирования структурных и операциональных компонентов воображения , специальное создание материальной базы для деятельности творческого воображения посредством обогащения чувственно - эмоционального опыта детей , расширения запаса их представлений об объектах и явлениях окружающей действительности [6]. В эксперименте принимали участие 5 детей в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития соматогенного генеза .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=