Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 158 УДК 376.68 О . А . Щёголева ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел .: (920) 747 – 25 – 07, e-mail: shegoleva41973@yandex.ru КАТЕГОРИЯ «МОДАЛЬНОСТЬ» В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В статье рассматриваются основные приемы изучения категории « модальность » в методике русского языка как иностранного . Каждый из этих приемов является уникальным и представляет собой новый научный подход к изучению модальных слов в методике русского языка как иностранного . Ключевые слова : модальность , модальные слова , лексический минимум , семантические группы , семантические карты Существующая на сегодняшний день необходимость в значительной степени повысить качество формируемой коммуникативной , социокультурной и других компетенций требует применения новых технологий и приемов для совершенствования процесса обучения . Поэтому в задачу преподавателя русского языка как иностранного ( РКИ ) входит не только передача знаний учащемуся , но и организация обучения таким образом , чтобы студент постепенно становился пользователем языка , то есть учился слушать лекции по специальности , самостоятельно читать и понимать неадаптированные тексты профессиональной направленности , принимать участие в семинарских занятиях и дискуссиях , писать и защищать рефераты , курсовые и выпускную квалификационную работы . Для описанных видов деятельности большую роль играют лексические средства выражения модальности . Поэтому владение способами выражения модальности может стать показателем языковой зрелости , компетентности студента . Модальность – это функционально - семантическая категория , составные части которой образуют сложную парадигму . Традиционно говорят о существовании объективной и субъективной модальности . Смысловую основу категории субъективной модальности формирует понятие оценки . Субъективная модальность показывает отношение говорящего к сообщаемому и , в отличие от объективной , является факультативным признаком высказывания . Наиболее продуктивными лексическими средствами выражения субъективной модальности в научном стиле речи являются : • модально значимые слова - это модальные слова и модальные глаголы , некоторые прилагательные и предикативы , своим лексическим значением выражающие возможность , желание , долженствование , необходимость и сближающиеся со сферой субъективно - модальных значений благодаря заключенному в их семантике значению личного отношения к чему - либо ( например , должен , могу , хочу , надо и т . д .); • вводно - модальные , вводные слова и словосочетания ( например , бесспорно , конечно , к сожалению , согласитесь , по правде сказать , как правило , во - первых , во - вторых , кстати , однако , напротив , наоборот , значит , следовательно , итак , таким образом и т . д .). Иностранные студенты I и II сертификационных уровней должны использовать в своей речи следующие лексические средства выражения субъективной модальности ( таблица 1).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=