Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 16 ( например : инженерно - технологический профиль , биотехнологический профиль , профиль образовательных технологий , политтехнологический профиль , профиль средств массовых коммуникаций , информационно - технологический профиль и т . д ). Специфика самоопределения в старшем школьном возрасте заключается в переходе от ситуативного самоопределения , где ситуации для учащихся создает взрослый , к самостоятельному проектированию своих настоящих и будущих возможностей , к социально - деятельностному и культурному самоопределению . Такое самоопределение предполагает наличие у юношей и девушек мировоззренческих оснований и выхода в пространство практической деятельности . Адекватной развитию субъектности юношей и девушек форм является форма организации его образовательной деятельности как научно - практической деятельности , как их участие на паритетных началах с взрослыми в научно - исследовательских , проектных и организационных видах деятельности по решению социально , общественно и личностно значимых проблем , как участие в работе творческих групп по разработке прорывных проектов в различных областях научной , практической деятельности , участия в работе конструкторских бюро , технопарков , НИИ и т . п . Ведущая деятельность юношей и девушек – многообразие практико - ориентированных форм образовательной деятельности , имеющих личное и общественное значение . Это – совместная учебная деятельность в совокупности различных форм ее организации : в форме исследовательской работы , в форме разработки и реализации проектов , организационной работы и т . д . Это – индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника , обучение в системе экстерната , обучение в заочных школах . Это – конструкторско - исследовательская деятельность по конкретной профильной теме . Это – организационно - проектная социальная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника . Это – деятельность по формированию своего профессионального , личностного и гражданского самоопределения ( стажировки , пробы , рефлексивные сессии ). На этапе юности детско - взрослая общность основывается на учебно - профессиональной деятельности . Специфика этого возрастного этапа заключается в том , что если ранее учащийся выступал как субъект учебной деятельности , то в процессе освоения исследовательской и проектной форм работы он начинает размышлять над своими результатами и изменять целеполагание и способы работы , осваивая тем самым позицию субъекта собственной деятельности . Учащийся вступает в процессе деятельности в различные связи и отношения с другими участниками событийной общности : с взрослым , со сверстниками , с самим собой . Взрослый в таком типе образования сам должен быть носителем определенной темы и проекта , иначе он теряет значение для молодых людей . Особый вопрос – это , какие конкретно характеристики внутреннего мира , сущностных сил человека мы полагаем как результат освоения деятельностного содержания образования ? В квази - исследовательской учебной деятельности происходит становление субъекта ( участника ) учебной деятельности ; а в учебных формах проектной и собственно исследовательской деятельности – становление субъекта собственной учебной деятельности . Исходя из общей схемы построения возрастно - нормативной модели развития можно описать динамику развития форм субъектности подростка . По линии развития субъектности в деятельности – это переход в ходе реализации учебно - экспериментальной , исследовательской и проектной работы от субъекта совокупной деятельности к субъекту учебной деятельности , к становлению авторства в учебной деятельности . По линии развития субъектности в общности – это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=