Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 166 НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ УДК 236 Е . Г . Якимова ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел .: 8-906-533-08-95, e-mail: Helena183@yandex.ru ПРОБЛЕМА ЭСХАТОЛОГИИВСВЯТООТЕЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ: ОТ ИРИНЕЯЛИОНСКОГОКИОАННУ ЗЛАТОУСТУ В данной статье осуществляется анализ эсхатологической проблематики в учении таких Отцов Церкви , как Ириней Лионский , Ипполит Римский , Климент Александрийский , Ориген , Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст . В ходе данного анализа выявляются и рассматриваются хилиастическое , спиритуалистическое и церковное течения в раскрытии представлений о конечности мира и человека . Ключевые слова : эсхатология , Отцы Церкви , смерть , бессмертие , ад , рай , воскресение мертвых , хилиазм , второе пришествие Христа , Страшный суд , апокатастасис В святоотеческой традиции проблема эсхатологии занимает центральное место . В рамках ее рассмотрения находятся вопросы , связанные , во - первых , с конечной судьбой каждого человека в отдельности : смерть тела и бессмертие души , участи души после смерти , местопребывания праведников и грешников ( ада и рая ); во - вторых , с конечной судьбой человеческого рода и мира вообще : второе пришествие Христа и его знамения , всеобщее воскресение мертвых , Страшный суд , конечная судьба мира . Одним из первых Отцов Церкви , в учении которого детально изложена эсхатологическая проблематика , следует считать св . Иринея Лионского . Св . Ириней Лионский († ок . 202) излагает эсхатологические воззрения древней Церкви в полемике с многочисленными гностическими сектами . Согласно его учению , Иисус Христос пробудет на небе до времени исполнения всего того , что Бог возвестил через пророков , а после чего – снова придет на землю для совершения заключительных событий в истории мира и человечества . Св . Ириней дает точное определение времени второго пришествия Христа . По его мнению , за сколько дней был создан этот мир , столько тысячелетий он и существует . В книге Бытия содержится информация о том , что Бог создал мир за шесть дней , а на седьмой день отдыхал , что следует рассматривать как пророчество о будущих событиях . Если Священное Писание содержит указание на то , что один день Господом рассматривается в качестве тысячелетия ( Пс . 89:4; 2 Петр . 3:8), а мир был создан за шесть дней , то он должен закончить свое существование в шеститысячный год . После окончания настоящего мир должен наступить седьмой день покоя , под которым св . Ириней понимал время тысячелетнего земного царства Христа . Отсюда видно , что второе пришествие Христа имеет своей главной целью – открытие земного царства Христа , что должно произойти в конце шеститысячного года мировой истории . Кончине мира и второму пришествию Христа будут предшествовать следующие признаки – великая мировая скорбь и явление Антихриста [1, 64]. Скорбь , по мнению св . Иринея , в мире необходима для спасения , потому что через нее происходит очищение от грехов , что позволит очистившемся людям царствовать со Христом во время тысячелетнего Царства . Именно поэтому в конце настоящего мира и будет скорбь так велика , что подобной ей никогда не было в мире и не будет [2, 190].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=