Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 168 воскресение праведников для вхождения их в тысячелетнее земное царство Христа , а по окончании его - всеобщее воскресение и Суд . Рассуждая о кончине мира , епископ Лионский полагал , что видимый мир погибнет в огне , однако , он не исчезнет окончательно , а изменит свой образ существования . Новое небо и новая земля будут местом обитания « нового человека , всегда о новом беседующем с Богом » [1, 83]. Еще одним из Отцов Церкви , внесший вклад в развитие христианской эсхатологии , является святитель Ипполит Римский († ок . 236), который в своем вероучении во многом развивает идеи Иринея Лионского . Прежде всего , это касается попытки определения времени второго пришествия Христа . Соглашаясь в этом вопросе с Иринеем , святитель Римский связывает второе пришествие Христа и наступление конца мира с истечением 6000 лет от его сотворения [3, 132-134]. Иисус Христос явится на землю второй раз в окружении ангельского воинства и во славе . Однако , необходимо отметить тот интересный факт , что по расчету Ипполита Римского до пришествия Иисуса Христа второй раз должно пройти 500 лет от Его воплощения на земле как Сына Божия . Тем не менее , он отмечает , что точная дата пришествия Христа сокрыта от людей , чтобы они не впали в беспечность и не лишились вечной жизни [3, 126]. Опираясь на тексты Священного Писания , Ипполит Римский пытается определить признаки второго пришествия Христа . К таковым можно отнести следующие : проповедь Евангелия во всем мире , явление пророков Еноха и Илии , приход Антихриста , который умертвит пророков за то , что откажутся поклониться ему . На наш взгляд , несомненной заслугой Ипполита Римского является попытка развить учение Иринея Лионского об Антихристе и дополнить его образ на основании текстов как Ветхого , так и Нового Заветов . Этому посвящено сочинение « О Христе и Антихристе ». Антихрист , по Ипполиту , есть дьявольская параллель Христа или , более того , его совершенная антиномия : « Христос – лев , лев и Антихрист , Христос – царь , царь , хотя и земной , и Антихрист . Явился Спаситель как Агнец : подобным же образом и тот покажется как агнец , хотя внутри будет волком . Обрезанным пришел Спаситель в мир , подобным же образом явится и тот …» [4, 201-202]. Таким образом , Ипполит показывает , что Антихрист будет стараться во всем уподобиться Иисусу Христу . Он восстановит Иерусалимский храм , начнет гонение на Церковь . Время царствования Антихриста Ипполит исчисляет в три с половиной года или 1290 дней . В отличие от епископа Лионского , Ипполит Римский не пытается вычислить имя Антихриста , утверждая , что о нем нельзя сказать что - либо определенное , оно откроется только при его появлении . Кроме того , Ипполит Римский в своем учении не обходит стороной и воскресение мертвых , которое находится в тесной хронологической связи со вторым пришествием Христа . Учение о воскресении мертвых Ипполит излагает в отдельном трактате (« Слово против эллинов ») где он утверждает , что души умерших грешников остаются в аду до времени , когда Бог , воскресивши всех людей , снова соединит их с прежними телам . Души умерших праведников воспримут тела не такими , какими они были раньше , но чистыми и нетленными , а грешные души – тела , которые окажутся не свободными от страданий и болезней и чуждыми прославления [1, 101]. Целью второго пришествия Христа на землю является всеобщий суд . А потому Ипполит называет Христа судьей всех : небесных , земных , преисподних сил , небесным Судьей мира , пришедшим с небес Судьей Судей и Царем Царей , Судьей живых и мертвых [1, 102]. « Небесный Судья » после воскресения праведникам дарует вечное царство , а грешников будет жечь вечный неугасимый огонь . По мнению Ипполита , всеобщий суд будет служить гранью между настоящим миром с нынешней историей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=