Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 172 Одновременно со вторым пришествием Христа на землю произойдет всеобщее воскресение мертвых . При чем , воскресшие тела будут отличаться от настоящих . По его учению , они будут подобны воскресшему телу Христа , так как окажутся нетленными , бессмертными , славными , духовыми , не имеющими нужды в пище и питье . Целью второго пришествия Христа будет Страшный суд над людьми , как воскресшими из мертвых , так и оставшимися в это время в живых . Результатом его будет разлучение праведников и грешников . Первые за свои добрые дела удостоятся награды , и для них начнется другая жизнь , в которой не будет уже ни смерти , ни болезни , ни старости , ни бедности , ни клевет , ни козней , ни браков , ни болезней и т . д . и настанет уже другое , лучшее состояние жизни [13, 290], а последние будут отправлены в огонь вечный на мучения [15, 795]. Особо важным является тот факт , что Иоанн Златоуст настаивал на реальности и вечности адских наказаний , хотя и не отрицал того обстоятельства , что помимо страшных мучений , одно только лишение небесных благ есть мучение более жестокое , чем геенна [15, 271]. Таким образом , в святоотеческой традиции проблема эсхатологии занимает центральное место . Епископ Польской и Русской православных церквей , митрополит Варшавский и всея Польши Макарий ( Оксиюк ) вычленяет три течения в раскрытии эсхатологических истин в русле святоотеческой традиции : 1) хилиастическое ( Ириней Лионский , Ипполит Римский и др .); 2) спиритуалистическое ( Климент Александрийский , Ориген ); 3) церковное ( Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст ) [1, 255-256]. Приверженцы хилиазма оставляют почти без внимания состояние душ после смерти и до воскресения ( в отношении праведников они утверждали , что они после своей смерти удостаиваются блаженной участи ), признают два воскресения мертвых . В отношении последнего положения хилиасты предполагали , что первое воскресение , в котором примут участие только праведники , знаменует собой открытие тысячелетнего Царства Божия на земле . Второе всеобщее воскресение откроет Страшный суд , на котором будет определена окончательная участь людей . Представители спиритуалистического течения учили , что умершие грешники через адские мучения постепенно очищаются от своих грехов и постепенно достигают первоначальной чистоты и блаженства , т . е . происходит апокатастасис всего существующего в первобытное состояние . Такой подход отвергает вечность адских мучений , а воскресшие тела представляют собой светоносную эфирную массу , не имеющую ни веса , ни органов , ни особого внешнего вида . В рамках церковной эсхатологии отрицались два воскресения мертвых и тысячелетнее Царство Божие на земле , исправительный характер адских мучений и всеобщий апокатастасис , напротив , утверждалось одно воскресение мертвых во время второго пришествия Христа , наступление Страшного суда и определение окончательной участи людей , при чем признавалось вечность адских мучений . Таким образом , эсхатологическая проблематика является существенным элементом вероучения Отцов Церкви II-V вв . и представляет собой один из первых опытов раскрытия представлений о конечной судьбе человечества и мира в рамках христианской религии . В дальнейшем проблема эсхатологии подвергалась рассмотрению не только Отцами Церкви , но и религиозными деятелями .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=